Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Информация для родителей



14.03.2022

Особенности мыслительной деятельности младших школьников


                               Особенности мыслительной деятельности младших школьников

                                                                                     Учитель-дефектолог ГБОУ СО «Сухоложская школа»  
                                                                                     А.Т. Качусова

        Развитие младшего школьника - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
     Возраст от шести до восьми лет определяется важным внешним обстоятельством в жизни детей - их поступлением в школу.
     В этот период ребёнку приходится осваивать новые для него навыки, которые должны будут помочь ему в освоении письма, чтения, счёта, физкультуры, творчества и других видов учебной деятельности - тем самым дети открывают для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Всё это служит предпосылками для развития мышления ребёнка, его теоретического сознания.
     Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой формирование новых знаний и навыков, активную форму отражения и преобразования человеком действительности. Другими словами, мышление – это способность познавать мир во взаимосвязи предметов, явлений и событий окружающего мира.
     Развитие мышления у детей проходит ряд этапов, которые тесно взаимосвязаны и именно потому не могут быть чётко разграничены.
     В раннем детстве преобладает наглядно-действенное мышление, когда ребенок, еще не владея даже устной речью, познает мир главным образом путем действия и восприятия окружающего мира. Как показывает практика, развитию наглядно-действенного мышления способствуют традиционные виды деятельности детей: рисование, лепка, конструирование. Полезны также традиционные дидактические игры: конструктор, сборные игрушки, мозаика, лото, домино, кубик Рубика и др.
      На основе наглядно-действенного мышления формируется и более сложный вид мышления - наглядно-образное. Достаточный уровень его развития даёт возможность ребенку решать задачи без применения практических действий, предметов, а только на основе мысленных представлений. Этот вид мышления позволяет использовать схематические изображения, действовать в уме. Для развития этого вида мышления целесообразно использовать такие упражнения: «лишний предмет», «раздели на группы», «нелепицы» и др.
   Словесно-логическое мышление, которое в отдельных публикациях называют понятийным, теоретическим и т.п., базируется на предшествующих видах мышления. Одним из существенных признаков словесно-логического мышления является оперирование понятиями. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2-го классов отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он нужен?), то к 3-4-му классам школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Особенности логического мышления младших школьников отчетливо проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции. Возьмем, например, такую, казалось бы, простую операцию, как сравнение. Это умственное действие, направленное на установление сходства в двух (и более) сопоставляемых предметах. Трудность сравнения для ребенка состоит в том, что, во-первых, сначала он вообще не знает, что такое “сравнить”, а во-вторых, не умеет пользоваться этой операцией как приемом решения поставленной перед ним задачи, об этом говорят ответы детей. Например, “Можно ли сравнить яблоко и шар?” – «Нет»,- говорят они.  «Яблоко можно кушать, а шарик – он катится, и еще другой летит, если отпустить нитку». При другой постановке вопроса: “Рассмотри хорошенько апельсин и яблоко и скажи, чем они похожи?” – “Они круглые оба, оба можно кушать”. “А теперь скажи: чем они не похожи друг на друга, что у них разное?” “У апельсина толстая кожа, а у яблока тоненькая. Апельсин рыжий, а яблоко зеленое, красное бывает и вкус не такой”. Значит можно подвести детей к правильному использованию сравнения. Без руководства ребенок, даже более старшего возраста, обычно выделяет любой, чаще всего какой-то яркий, броский признак. Для мышления младших школьников характерна еще одна особенность – однолинейное сравнение, т.е. они устанавливают либо только различие, не видя сходства (чаще всего), либо только сходное и общее, не устанавливая различного. В этот период у ребенка также появляется способность рассуждать. У детей младшего школьного возраста наблюдается переломный этап развития мышления: осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.  В процессах мышления ребенка 6—8 лет преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с деятельностью (играми, изобразительным творчеством, созданием разных поделок и т.д.) Обобщение у детей этого возраста чаще охватывает внешние качества предмета, имеющие связь с его практическим применением. Это видно и из определений, которые ребенок дает вещам: «машина — это на чём ездят», «ложка – ей едят кашу», «кубики – строить домик» и т. п.
      Младшие школьники владеют достаточно большим числом понятий, но они нередко являются скорее житейскими, чем научно обоснованными. По мере обучения в школе и расширения жизненного опыта понятия у детей тоже развиваются, становятся более корректными, структурированными.    Существует множество тестов, позволяющих определить степень развития мышления детей. Один из самых распространенных – «Четвёртый лишний», суть которого заключается в том, что ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно - нет. Так, детям предлагается найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются двенадцать карточек с изображениями или словами. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. Исходя из этого, можно сделать вывод, что мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития, в связи с чем происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах.   Уровень сформированности мышления служит показателем умственного развития ребёнка и внутренней позиции школьника.  Роль родителей: серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка. Результат: значимость своей деятельности, повышение самооценки ребенка, уверенность в себе. Такими показателями служат доказательность мышления, критичность, гибкость мышления, самостоятельность мышления.
     Из всего вышесказанного следует, что правильное, последовательное и всестороннее развитие человека в младшем школьном возрасте играет колоссально большую роль в его дальнейшем психофизическом созревании. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д.Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.


Детальная картинка: 
Количество показов: 1464
Файл:  Загрузить

Возврат к списку