Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



20.05.2015

Кризис 3 лет или отставание в развитии?

Ефимова Г.А.
педагог-психолог

Несмотря на то, что за первые 3 года жизни ребенок переживает несколько кризисов, во многих семьях они проходят почти незаметно. Именно кризис 3-х летнего возраста оказывается, как правило, первым серьезным испытанием для родителей. Родители ощущают, что их доселе милый и управляемый ребенок совершенно отбивается от рук, и превращается в какого-то монстра, который нарочно треплет им нервы.

- Моя дочь стала просто неуправляемой. Вечером спать уложить - целая проблема, Просит почитать сказку, начинаю читать, она плачет и кричит: "Не читай!" Просит принести молока попить, приношу, отворачивается и не пьет. После полуторочасовых истерик с горем пополам засыпает.

- Мой сын начал проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем зачастую он не умеет этого делать, тем не менее, требует полной самостоятельности.

-Я тороплюсь, а он назло сидит и долго завязывает шнурки на ботинках. Кто это выдержит? Сама ему завязала, так он такой рев поднял!

Есть тяжелая закономерность: то, что не получило возможности проявиться в свое время, в соответствующем возрасте, обязательно проявится позднее и в очень неприятной форме. И будет держаться много дольше, чем могло бы в свое время. А может и сохраниться на всю жизнь - как одна из тенденций незрелой личности. Поэтому любой кризис - необходимый этап развития. Как только не называли кризис трех лет - и «возраст бури и натиска», и «кризис независимости», и «трудное детство». А все потому, что кризис не просто неизбежен, он - необходим. Кризис 3-х лет может начаться и раньше 3-х лет. К тому же это очень многогранный кризис. Раньше может начаться одна часть его проявлений, а позже - следующая. Исследование особенностей кризиса 3-х лет приходится на начало 20-го века (тогда и появилось это название), но за это время дети сильно поумнели. Над периодизацией психического развития в первой трети 20 века работал Л.С.Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л. С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

Симптомы «плохого» поведения (по Л. С. Выготскому)

Симптом

поведение

Мотив

Негативизм

Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых., т. е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм.

Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т. е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту. (В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.

Упрямство

Ребенок «настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он потребовал».

Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает два момента: первый - отношение к мотивировке (сходное с негативизмом), т. е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось.

Строптивость

Ребенок проявляет недовольство независимо от того, доволен ли он на самом деле

Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т. е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.

Своеволие

Ребенок все хочет сделать сам

Своеволие заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.

Протест-бунт

Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

Обесценивание

Ребенок начинает ругаться, отказывается от игрушек и других предметов, которыми он пользовался раньше.

В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т. п.

Деспотизм/

ревность

Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Он стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать? Это - пишет Выготский - протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Второй пояс симптомов - последствия основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства. Приводя примеры из собственной клинической практики, Выготский прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.

Позитивное значение кризиса трёх лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребёнка. Установлено, что если, кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте.

Таким образом, во время кризиса трех лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Взрослым трудно принимать и любить его таким, какой он есть, они часто стараются «переделать», перевоспитать его. Однако это далеко не всегда приносит положительные результаты. Ребенок изменился, и взрослым тоже следует изменить свое отношение к нему, характер взаимодействия. Возрастает самостоятельность ребенка — значит, необходимо увеличить степень свободы в его действиях. Он бунтует против прежних правил в семье - надо сделать эти правила более гибкими, приспособит их к новым потребностям малыша.

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих с ребенком и во что бы то ни стало стараются сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, которые ребенок уже перерос. В это случае родители пытаются сдержать активность и самостоятельность малыша. Результатом могут стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты в семье между мамой и папой, мамой и бабушкой, ребенком и взрослыми. Следствие же этого - отсутствие контакта, взаимопонимания между ними и проблемы у ребенка в подростковом периоде.

Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие с их ребенком, чувствуют его настроение, корректируют стиль взаимодействия, то все это благоприятно сказывается на протекании кризиса трех лет и приводит к сглаживанию ярких проявлений симптомов данного возрастного кризиса. Дошкольник же, переживший кризис трех лет, становится наиболее податлив, чувствителен к влияниям социального содержания. Его более всего интересует жизнь людей, социум. Дошкольный возраст — особый этап в жизни человека, когда он социализируется, т. е. активно познает законы человеческих отношений. В самой главной деятельности дошкольного детства — ролевой игре — отражается его уровень и степень проникновения в смыслы человеческих отношений. Младший дошкольник делает в этом направлении первые шаги, поэтому нуждается в особом внимании и поддержке со стороны взрослых.

Возрастные изменения личности затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера.
Процесс этот очень сложный как для самого ребенка, так и для родителей. Даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка или проявлении задержки психического развития.
Чаще всего родители обнаруживают (либо на это указывают знакомые, друзья) настораживающие факты в развитии ребенка к началу дошкольного возраста, т. е. к трем-четырем годам, когда он начинает посещать детский сад, где дети играют, рисуют, лепят из глины и пластилина, конструируют из различных материалов и пр. И оказывается, что для их малыша подобные занятия слишком трудны, даже непосильны. Следует заметить, что подобные открытия в большинстве случаев не являются для родителей полной неожиданностью и чаще — лишь подтверждают их внутреннее беспокойство. Наш многолетний опыт работы с «проблемными» детьми дает основание говорить о том, что недостатки детского развития, которые вдруг проявились и стали очевидными, на самом деле уже давно волновали и настораживали родителей. Но ребенок был мал, а надежда на благополучный исход, на то, что все проблемы сгладятся, нормализуются, была велика.

Задержка в развитии речи ребенка обычно волнует родителей больше всего. Словарный запас у ребенка после 3 лет - 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. В дошкольном возрасте, даже в младшем, речь на уровне отдельных слов — это достаточно серьезное нарушение речи, требующее консультации не только логопеда и невролога, но о обследования на психолого-медико-педагогической комиссии.

Один из признаков задержки, которые могут увидеть родители - ребенок мало и неохотно играет. Почему ребенок не любит и очень мало играет? Не хочет? Не умеет? А может быть, это для него трудно? На четвертом году жизни нормальный, здоровый ребенок очень много играет с куклами и машинами. Кукла превращается из привлекательной игрушки в заместителя человека. В режиссерской игре (так называют начальный период ролевой игры) ребенок выражает свое отношение к кукле как к ребенку, беря на себя роль мамы. В содержании игры с куклой как в зеркале отражается отношение взрослых к самому ребенку.

Трудности в овладении способами мыслительной деятельности очень часто сопряжены, прежде всего, с недостаточной осмысленностью восприятия. Это касается не только дифференцирующего и анализирующего, но и предметного восприятия, а именно выделения предметов (явлений, событий, экспрессивных движений, выражений лиц и т. д.) из фона, прослеживания направления движения, звучания и т. д., восприятия функциональных свойств объектов, т. е. более ранних его форм. Обычно недостатки восприятия привлекают внимание взрослых довольно поздно, когда перед ребенком ставится задача использования результатов восприятия в ходе выполнения той или иной деятельности, например во время конструирования, рисования, музыкальных занятий и т. д. Дело в том, что ребенок нередко ориентируется в цветах, формах, определяет правильное расположение предметов и частей внутри одного предмета лишь в тех случаях, если выделение, сличение, группировка являются целью его деятельности (например, сравнивает колечки по величине, говорит, какое из них больше).

Если же установление различий по размеру становится средством для достижения более сложной цели (складывании пирамидки, матрешки), то он соскальзывает на хаотические действия и забывает учитывать размер колец, пытается надеть заведомо неподходящую голову матрешки на большую по размеру. Здесь сказываются трудности использования результатов восприятия, которые очень часто связаны с качеством обучения.

Основные параметры развития детей от рождения до 7 лет

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Младенческий возраст (от рождения до года)

Первое полугодие жизни

Комплекс оживления (КО)

Эмоциональный отклик в виде положительного эмоционального мимико-соматического комплекса. Эмоциональная активность и потребность в общении со взрослым. Комплекс оживления из ответного переходит на уровень инициативного

Задержка появления КО. Зрительный контакт кратковременный. Эмоциональный отклик замедлен, фрагментарен, слабо выражен. Активность слабая. КО не становится инициативным

Развитие сенсорных систем: фиксация взора, выделение звука, ощущение собственного тела. Слежение, координация

К концу первого полугодия уже возникает координация. Фиксация взора устойчивая

Недостаточно фиксирует взор, не всегда поворачивает голову в сторону источника звука, с трудом прослеживает за движущимися предметами и звучащими объектами. Слабо фиксирует взор на своей руке. Недостаточно выделяет лицо взрослого

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Второе полугодие жизни

Развитие познавательных функций руки

Противопоставление большого пальца, пальцевый захват, удерживание, приближение и обследование предметов. Активное манипулирование предметами

«Обезьянье» хватание, трудности пальцевого захватывания, удерживания и манипулирования предметами. Снижение манипулятивной активности, редкие попытки действовать двумя руками. Трудности фиксации взора на руке (руках), а тем более — прослеживание за ее (их) движениями. Выраженное «приведенное» положение большого пальца руки

Познавательная активность

Возникновение познавательной установки «Что это?», указательного и соотносящего жестов и активного (структурированного и ответного) лепета

Слабая познавательная активность. Не выражена потребность получить видимые предметы, не тянет руку к предмету, почти не нуждается во взрослом. Недостаточное использование указательного и соотносящего жестов

Чувство ритма

Активное многократное повторение и чередование ручных действий. Воспроизведение серий повторяющихся и чередующихся слогов. Удовольствие от ритмических движений

Ритмическая организация манипулятивных действий просматривается слабо. Вместо развернутых серий ритмического лепета — отдельные единичные слоги. Слабое стремление к ритмизированным движениям (приседаниям и пр.)

Ранний возраст (от года до 3 лет)

Восприятие: предметов

Выделяет предметы из фона, стремится к познанию функциональных свойств объектов. Познавательная установка «Что с ним можно делать? Что он делает? Зачем он?». Действия с предметами активны и осмысленны. Пространственные свойства учитывает в процессе действий с предметами

Медленно осваивает предметные действия. Восприятие функциональных свойств предметов недостаточно. Соотносящие действия затруднены. Предметные действия недостаточно активны. При затруднениях не возникает речь

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

взрослых

Выражает активную направленность на сотрудничество со взрослым. Действует по подражанию. Эмоционально заражаем. Стремится к самостоятельности. Гордится своими достижениями. Испытывает потребность в принятии и положительной оценке. Рассматривает себя в зеркале, на фотографиях, узнает себя и близких. Радуется узнаванию

Не стремится к сотрудничеству, плохо подражает эмоциональному поведению взрослого, его действиям и речи. Нуждается в постоянной поддержке, несамостоятелен, индифферентен к положительной оценке. Не узнает. При узнавании не проявляет эмоционального отношения. Не сопоставляет объект и изображение

сверстника

Проявляет интерес к сверстнику. В конце раннего возраста стремится к совместной деятельности с ним

Интерес к сверстнику почти не выражен. Сосуществование «рядом», но не «вместе»

Ориентировочные действия

Активные «поисковые» результативные пробы. Оценивает успех и неудачу

Пробы единичные, нередко «силовые», без ориентировки на цель

Решение наглядных проблемных ситуаций, требующих применения орудий и вспомогательных предметов. Наглядно-действенное мышление

Активно анализирует условия с точки зрения конечной цели. Проявляет активность в поисках вспомогательных средств для достижения цели. Радуется успеху, фиксирует это в слове. Обращен ко взрослому

Недостаточно выделяет цель как руководство к построению действенного «маршрута» следования к ней. Недостаточно проводит предварительный анализ ситуации, не ориентируется при этом на конечную цель. В поисках средств активности не проявляет. Не стремится разделить со взрослым успешность достижений. Действия в речи не отражает

Предметная игра

Выделяет куклу из других игрушек. Активно действует с ней. К концу раннего возраста проявляет к ней отношение как к ребенку (действует, разговаривает как с живой)

Кукла не выделяется из других предметов, ребенок действует с ней, не проявляя нежности и ласки. Кукла не является заместителем человека (ребенка). Игра почти лишена речевого сопровождения

Рисование

Активно, ритмично черкает. «Опредмечивает» каракули, называет их, радуется узнаванию. Гордится своими успехами, ищет поощрения у взрослого

Графическая деятельность не увлекает ребенка, ассоциативные образы возникают редко и не отличаются разнообразием. Установленная связь не закрепляется в слове-названии

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Конструирование

Любит громоздить строительный материал без определенной цели. К концу раннего возраста — с определенной целью. Стремится к сотрудничеству. Радуется успеху. Создает устойчивые постройки. Играет с ними

Интерес к строительным материалам формальный. Почти не строит с игровой целью. Мало привлекает взрослого к сотрудничеству

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Восприятие: предметное

Анализирующее восприятие. Устанавливает смысловую связь между внешними и внутренними (функциональными) свойствами и признаками объектов. Выполняет действия с опорой на выделенные признаки (идентификации и группировки). Использует сенсорные эталоны

Затрудняется в выделении плоской (контура) и объемной формы в предмете, не использует для этого вспомогательные движения. Затрудняется в использовании усвоенных действий восприятия в новых условиях. Сенсорные эталоны использует формально

социальное

Внимательно следит за поведением взрослых, пытается понять их отношения. Проявляет особый интерес к сверстнику, активно взаимодействует с ними. Укрепляется образ «Я»

Ориентирован в основном на взрослого, сверстник не воспринимается в качестве объекта взаимодействия («закрытость» сверстника). Иногда взаимодействие со сверстником строится на отрицательной эмоциональной основе. Слабая способность к игровому партнерству. Ограничение средств взаимодействия

Представления

Имеет полные устойчивые представления о разных областях действительности (предметной и социальной). В структуре представления имеются три познавательные установки («Что это?», «Что делает?», «Почему такой?»). Часто задает вопрос «Почему?». Познавательно активен. Представления отражает в речи, ролевых и театрализованных играх, рисовании, конструировании

Представления структурно и содержательно неполны, стереотипны, не схематизированы, склонны к уподоблению и быстрому забыванию. Трудно актуализируются по слову. Непригодность представлений для полноценной мыслительной деятельности, создания игровых образов и образов рисунка

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Игра

В младшем возрасте режиссерские игры с партнером, не имеющим собственной игровой программы (с куклой), затем ролевые игры с партнером (сверстником). Выделение ролевого правила. Развитие произвольности

Трудности ролевого поведения, соскальзывание с роли, слабая произвольность, бедность содержания ролей, склонность к стереотипному воспроизведению роли. Недостаточность выделения ролевого правила и невозможность следовать ему. Недостаточность регулирующей роли речи в игровом процессе. Невозможность наладить партнерские отношения в игре. Трудности замещения на всех уровнях: предметном, позиционном (ролевом), ситуативном (уровне воображаемой ситуации)

Рисование

Ориентировка на отражение социального содержания и собственного игрового, бытового, эмоционального и познавательного опыта. Расширение содержания рисунка речью и игрой. Стремление отражать связное содержание. Коммуникативность рисования

Склонность к подражательности и стереотипности, отсутствие или бедность замысла, слабое речевое сопровождение, потеря и изменение замысла. Бедность содержания рисунка, отсутствие сюжетности и ограниченность в использовании доступных средств выражения

Конструирование

Выполняют задания по объемным и плоскостным образцам на основе предварительного анализа. Сравнивают результат с образцом. Оценивают выполнение. Конструируют целое по фрагментам на основе предварительного образа. Составляют маршруты движения, работают с простейшими схемами-планами. Конструируют в свободное время по собственному конструктивному замыслу. Используют навыки конструирования в строительных и ролевых играх

Испытывают трудности в анализе образца при работе по образцу, особенно графическому. Часто оказываются не в состоянии самостоятельно создать графическую модель по созданной постройке. Трудности в ориентировке в отраженном пространстве. Слабое использование приобретенных навыков в свободном конструировании. Отсутствие и бедность конструктивного замысла

Список литературы

Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.
Выготский Л. С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.

О. П. ГАВРИЛУШКИНА РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ? Семейная школа. Учебно-методическое пособие..." [Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Gro-2010/Gro-208.htm]

Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?". Аст. Астрель. [Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/849951]

Павлова Н.Л. 365 дней и ночей из жизни ребенка. Психическое развитие ребенка и его нарушения//кн., Москва, Педагогика-Пресс, 1995, том 2, 121—140


Количество показов: 3366
Дата создания: 20.05.2015 06:49:41
Дата изменения: 20.05.2015 06:51:23

Возврат к списку статей ->