Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



21.03.2016

Развитие мышления детей дошкольного возраста

Тимофеева Т.Л. учитель-дефектолог ТОПМПК

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира и развиваются в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок преодолевает статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды и познаёт возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с задачами взрослого. В процессе действий с предметами у ребёнка появляется побудительный мотив для собственных высказываний Такая ситуация непосредственного воздействия ребёнка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления, позволяет сформировать взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни ребёнка. С овладением ходьбой встречи ребёнка с новыми предметами значительно расширяются. В действиях с предметами ребёнок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов (коляску катает, куклу кладёт). Производя различные действия, ребёнок практически познаёт как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает связи между ними, может воздействовать предметом на предмет. Формируется орудийная деятельность. Опыт ребёнка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Обобщение опыта деятельности с предметами и её «оречевление» подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребёнка наглядно-образного мышления.

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно- логическое

Формирование новой формы деятельности

Орудийная

Способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач.

Ориентировочно- исследовательская деятельность в условиях задачи и активизация речевых задач в словесном плане.

Новое в речи

Слова- предметы, слова- действия

Закрепляются образы - представления

Речь – носитель способа действия в познавательной деятельности.

Компоненты мыслительной деятельности

Определение цели, анализ условий, выбор средств достижения

Оперирование образами, представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Обобщение. Понимание сложных схематических изображений.

Оперирование «в уме» сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях.

направленность

Практическое решение задач

Решение задачи с внутренним планом действия

Усвоение научных знаний

Особенности развития детей с отклонениями в развитии

Отстаёт темп развития. Не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами – орудиями. Отсутствует этап осмысления ситуации. Не переносят способ действия, опыт для решения новых задач. Недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением.

Представления формируются замедленно и фрагментарно. Слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Элементы логического мышления формируются и развиваются медленно.


Количество показов: 1478
Дата создания: 21.03.2016 07:42:16
Дата изменения: 07.04.2016 09:47:54

Возврат к списку статей ->