Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Информация для родителей



30.09.2023

Рекомендации учителя- логопеда для родителей младших школьников с задержкой психического развития


Учитель-логопед ГБОУ СО «Сухоложская школа»

Лукашевич В.А.

 

Рекомендации учителя- логопеда для родителей младших школьников                       с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. ЗПР характеризуется недостаточным уровнем развития мышления, речи, внимания, памяти, моторики, регуляции и саморегуляции поведения, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы.

Речь учащихся с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизношения, трудностями в дифференциации звуков, в овладении звукобуквенным анализом и синтезом. У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов. В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных, наречий, местоимений вызывает определенные трудности. Лишь немногие учащиеся с ЗПР точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей, домашний адрес, они имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. У таких детей отмечается несформированность грамматического строя речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении и их согласование, ошибки в понимании и употреблении предлогов. Затруднение вызывает образование новых слов.

У учащихся с ЗПР недостаточно сформирована связная речь. Для них сложен пересказ, составление рассказа по серии картин, несмотря на то, что им понятно смысловое содержание рассказа или картинки. На наводящие вопросы отвечает правильно, но фраза не развернута, ребёнок часто «соскальзывает» с основной мысли на посторонние суждения. Многим не удаётся составление творческого рассказа, рассказа-описания.

Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. А ошибки на письме многочисленны и имеют стойкий характер.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье учащийся начальных классов с задержкой психического развития?

Успех коррекции речевых нарушений во многом определяется тем, насколько четко организовано взаимодействие в работе учителя - логопеда и родителей.

ü занятия логопеда нужно посещать регулярно;

ü у ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, тяжело формируются учебные навыки, поэтому необходимо закреплять изученный на логопедических занятиях материал дома;

ü важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию логопеда;

ü время занятий необходимо закрепить в режиме дня - это дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала;

ü занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. Если ребёнок быстро устаёт, целесообразно выполнять задание за несколько приёмов.

ü необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики;

ü при получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно, в затруднительных случаях проконсультироваться у учителя-логопеда;

ü начинать занятие целесообразно с тех заданий, которыми ребенок уже овладел, хвалить его, дать ему почувствовать себя успешным, новые упражнения вводить постепенно;

ü ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику в связи с нарушением у ребенка с ЗПР звукопроизношения;

ü обязательно выполнять упражнения перед зеркалом;

ü каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

ü при изучении каждой лексической темы учитель - логопед предлагает словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, предлоги и т.д.), который дети могут и должны усвоить и употреблять в самостоятельной речи. Родители контролируют за этим дома;

ü закрепление полученных знаний и навыков может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в школу и т.п.

ü будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны;

ü отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

Помимо специально организованных домашних занятий, общайтесь всегда со своим ребенком вовремя всех видов совместной деятельности (прогулки, походы в магазин, экскурсии, поездки, игры, домашние хлопоты, рисование, чтение, просмотр фильмов и т.п.). Знакомьте ребёнка с окружающим миром. Обсуждайте вместе его дела, игры и поступки. Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка.

Рассказывайте, поясняйте, спрашивайте! Помогайте ребёнку отвечать полной правильной фразой, используя наводящие вопросы. Приучайте ребёнка пересказывать совместно придуманные истории, небольшие рассказы, прочитанные вместе книжки. Ваши фразы должны быть простыми, доступными.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и фильмов, компьютерные игры. Такое «пассивное слушание» мало способствует развитию речи. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться исправить такое положение вещей.

Читайте книги вслух! Не жалейте на это времени! Ребенок, слушая ваше чтение, учится воспринимать информацию на слух, что очень полезно для развития познавательных способностей, эмоций, внимания, памяти и, главное, позволяет накапливать и учит использовать богатый словарный запас, что играет огромную роль в развитии речи детей с ЗПР. Можно договориться читать по очереди, попросить почитать младшим детям, бабушке, маме, когда она готовит. Это ускорит формирование навыка чтения.

Наиболее          тяжёлый     труд для    учащегося с        ЗПР-овладение письмом.

Это и создание текста (предложения, слова, слога), и его графическая фиксация, при условии, что рука ребёнка еще мало подготовлена к подобной работе. Закрепляя навыки письменной речи в семье, можно предлагать детям с ЗПР подписать праздничную открытку, написать письмо другу (в том числе в электронной форме). Можно придумать и организовать игры (поиск приза, путешествие, приключение), требующих написание предложений различной сложности, конструирование предложений из набора слов, разгадывание кроссвордов, ребусов, выполнение других видов письменных заданий.

Работа с ребёнком дома, помощь со стороны учителя- логопеда, повышение уровня знаний в области речевого развития дадут возможность родителям младших школьников с ЗПР активно включаться в сложный, но необходимый процесс усвоения ребёнком практических навыков различных видов речевой деятельности.

 

Материалы взяты из открытых источников сети интернет


Детальная картинка: 
Количество показов: 155

Возврат к списку