Новости
Таланту нужна благоприятная среда: Светлана Тренихина дала интервью «Областной газете»
Важную роль в воспитании ребёнка играют увлечения: спорт, творчество, иностранные языки. В Свердловской области созданы все условия для развития детей, включая кружки по дополнительному образованию. Во многих школах есть технические, краеведческие, танцевальные, журналистские кружки. Как создать благоприятные условия для развития задатков ребёнка и не потеряться в море кружков и секций — в интервью журналисту «Областной газеты» Максиму Начинову рассказала и. о. Министра образования и молодёжной политики Свердловской области Светлана Тренихина.
— Как вы оцениваете роль дополнительного образования в воспитании ребёнка?
— Одной из ключевых задач образования является создание условий для целостного развития личности, и именно дополнительное образование может и должно стать эффективным инструментом для раскрытия потенциала каждого ребёнка за пределами школьной программы.
У меня в детстве был большой опыт взаимодействия с системой дополнительного образования: и спорт, и театральная студия, и другие кружки. Все мы ходили в большое количество кружков, постоянно пытаясь подобрать подходящий, пробуя разное. Это было вполне естественно, когда ты искал место применения и развития собственных талантов.
— А в социальном плане кружки важны?
— Конечно. Это возможность выйти за пределы своего обычного круга общения и заявить о себе в новой среде. Часто бывает, что ученик вдруг раскрывается в танцах или спорте. Когда видишь ребёнка на сцене в таком новом проявлении, ощущаешь гордость, удивление и радость за него.
— Вы сказали, что дополнительное образование — это всегда поиск себя. Как сделать так, чтобы этот поиск не затянулся?
— Конечно, хочется сразу прийти в три года в секцию и до олимпийского чемпиона вырасти. Но не у всех есть цель стать олимпийским чемпионом. Для кого-то спорт важен как способ сохранения хорошей физической формы. Такова родительская доля: понять, какие таланты у твоего ребёнка и помочь ему эти таланты проявить. Вовлеченность родителей в образовательный процесс даёт возможность выстроить эффективные формы коммуникации между семьёй и школой, оказывать помощь в создании оптимальной среды для развития ребёнка, использовать ресурсы семьи в организации воспитательных и досуговых мероприятий, интеграции программ образовательных организаций и практик семейного воспитания. Очень важно, чтобы родители могли получить максимальную информацию о том, что есть в их городе или районе, может быть, самим сходить, почитать отзывы.
В нашем детстве мы разговаривали с друзьями во дворе, они рассказывали о каком-то новом месте, мы туда шли и проверяли, насколько это нам нравится. Это гибкая история. Хотя есть вариант, когда мы идём не по пути талантов, а по пути дефицита каких-то качеств. Например, если ребёнок не может публично выступать, мы можем отправить его в театральную студию. Каких-нибудь 3 – 5 лет — и он уже мастер сцены и не боится публичных выступлений. Чем больше кружков, студий, секций, клубов по интересам хороших и разных, тем больше ребят найдут себя. У каждого должен быть выбор.
— Какие кружки и секции наиболее популярны у юных свердловчан?
— Больше всего кружков социально-гуманитарного направления, спорта меньше. То есть это всё танцы, журналистика, психологические кружки, творчество.
Сегодня чрезвычайно важно развивать технические, инженерные кружки: экономика нашей области, да и страны тоже, требует специалистов, способных работать по-новому, как сейчас говорят, инновационная экономика нуждается в кадрах с гибкими компетенциями. На это и направлен наш проект «Уральская инженерная школа».
— Эту тенденцию нам предстоит изменить?
— Она и меняется. В последнее время с помощью национальных проектов, региональных программ и муниципальных инициатив идёт движение в этом направлении. Дело в том, что именно инженерное направление должно быть больше всего материально подпитано. И робототехника, и программирование предполагают создание определённой среды, условий, чтобы с ребятами заниматься.
Мы поэтапно обновляем материально-техническую базу школьных пространств для организации воспитательной работы и дополнительного образования детей.
— Возможно ли интегрировать дополнительное образование в проект «Профессионалитет»? Когда учащийся получает знания и навыки в кружке и потом учится применять их на практике в колледже?
— Так и происходит. Это общая работа, которая объединена проектом «Уральская инженерная школа 2.0». Он направлен и на создание условий в школах, и на связь предприятий с организациями среднего профессионального образования. Это бесшовное сопровождение ребёнка по пути освоения инженерных специальностей. Мы в последнее время даже конференции для преподавателей «Кванториумов», «IT-кубов», «Точек роста» проводим совместно.
— Эффект такой системной работы уже виден?
— Безусловно, те школы, которые ещё давно начали этим заниматься, создали кружки или выстроили взаимодействие с «Кванториумами», уже видны на федеральном уровне. Это и учебная деятельность, и победы в соревнованиях. Неделю назад были подведены итоги конкурса по беспилотной авиации, который проходил на Сахалине. От Свердловской области в этом конкурсе приняли участие 19 школьников и студентов. Все они показали отличные результаты как в командном, так и в индивидуальном зачётах. По итогам конкурсных испытаний уральцы заняли весь пьедестал почёта.
Хочу привести пример: дети из 128-й школы Екатеринбурга, которая давно занялась робототехникой, сейчас очень легко влились в развитие беспилотной авиации. Школы эти возможности и потребности тонко чувствуют. Для них это не вызов, а поступательное движение вперёд.
— В Свердловской области есть система «Навигатор» для выбора программы дополнительного образования. Расскажите, как она работает и в чём её преимущества?
— Она даёт возможность выбора качественного продукта. В эту систему загружено большое количество программ дополнительного образования. Это своего рода гарант качества для родителя. И автоматизация, конечно, делает процесс выбора более удобным. Когда ты не ногами обегаешь все кружки, а можешь анализировать их плюсы и минусы в специально созданной среде.
— Сейчас в регионе широкий выбор центров дополнительного образования: «Точка роста», «IT-куб», «Кванториум». В чём их различия и как выбрать наиболее подходящий для своего ребёнка?
— Во-первых, они все имеют хорошие сайты. И пытливый родитель или подросший ребёнок могут сами всё посмотреть. Ещё эти центры проводят дни открытых дверей. Это лучший путь, когда ты с ребёнком приходишь и видишь, твой это педагог или не твой. Ребёнку должно быть комфортно, интересно, и тогда у него всё получится.
Сейчас в Свердловской области 407 «Точек роста», 12 «Кванториумов» и 6 «IT-кубов». «Кванториумы» и «IT-кубы» — это образовательные площадки в крупных городах, оснащённые высокотехнологичным оборудованием для реализации программ дополнительного образования и ориентированные на внедрение инновационных технологий. Центры «Точка роста» — образовательные пространства, созданные в школах сельской местности и малых городов. Они оснащены необходимым оборудованием как для изучения учебных предметов, так и для занятий дополнительным образованием по естественно-научному и техническому направлениям. «Точки роста» позволяют повысить качество образования, поддержать у детей интерес к учёбе.
Взаимодействие «Точек роста» с «IT-кубами» и «Кванториумами» позволяет школам выйти на новый уровень развития. Между центрами реализуются сетевые образовательные программы, в том числе с применением дистанционных технологий, позволяющие обучающимся «Точек роста» получить дополнительные компетенции. Ещё одна форма взаимодействия — проведение олимпиад, хакатонов и других соревновательных и образовательных мероприятий технической направленности. Такое взаимодействие позволяет расширить направления деятельности центров «Точка роста» и обеспечить подготовку обучающихся к соревнованиям различных уровней.
— В сельской местности хватает секций и кружков, чтобы заинтересовать детей, обеспечить их всестороннее развитие?
— Их, конечно, меньше, чем в крупных городах. Но там активно работают Дома культуры, многие кружки сохранены с советских времён, какие-то создаются заново. Проект «Уральская инженерная школа 2.0» позволяет организовать более качественное инженерное дополнительное образование в отдалённых территориях.
— Как фонд «Золотое сечение» помогает талантливым школьникам?
— Это уникальный фонд, который создан по модели «Сириуса». У фонда есть замечательная площадка на улице Ясной в Екатеринбурге. Мероприятия всегда проходят в нестандартной форме, с современным оборудованием. У фонда также есть свой загородный центр близ озера Таватуй. Там есть и спортивная инфраструктура, и творческая, и учебные кабинеты. Центр работает круглогодично. Проходят творческие смены, смены для программистов и олимпиадников. Это уникальная среда для ребят, которые хотят развивать свои способности.
— А как выбирают тех, кто туда отправляется?
— На сайте «Золотого сечения» есть формы, дети или их родители подгружают туда достижения школьника. Выбирают самых активных. Есть адресные смены, например, для победителей регионального и муниципального этапов олимпиад. Обычные ребята, которые ещё только стремятся к победам, тоже могут подгружать свои промежуточные результаты и о себе заявлять. Каждый год участниками образовательных программ фонда становятся около 20 тысяч детей. Там же проходят обучение учителя, которые готовят детей к олимпиадам. В этом центре прекрасные условия для изучения новых форматов и подходов к образованию.
— Какие необычные кружки есть в Свердловской области?
— Спрос рождает предложение. Новые кружки появляются постоянно. Кружок может быть и обычным, а формат необычным. Казалось бы, краеведческих кружков очень много, в этом нет ничего необычного. Но есть кружок, о котором я недавно узнала, где ребята не только путешествуют, но и готовят блюда местной кухни. Это тоже элемент погружения в культуру края. Главное — энтузиазм педагогов. На них всё основывается. Большое значение имеет формат. Дети проголосуют ногами: они просто не придут, если ты им будешь неинтересен.
Но каким бы необычным ни был кружок, мы должны руководствоваться одним принципом — это целостное и ценностное воспитание личности. Вся необычность должна быть в рамках развивающейся суверенной системы образования, задачу которой определил наш Президент Владимир Путин. Это ценность семьи, уважение к старшим, особое отношение к месту, в котором ты живёшь. Важна и ценностная составляющая — ориентация и погружение в культуру и историю нашей многонациональной страны. Нужно учить детей быть открытыми: хорошо разбираться в собственной культуре, но и принимать людей других культур. Любовь и принятие должны быть в основе любого кружка. Принимать ребёнка нужно любым, и только тогда он сможет раскрыть все свои таланты. Если его принимают и создают для него условия, он это всё возьмёт и приумножит.
— Какие есть планы по развитию системы дополнительного образования на следующий год?
— Развитие системы дополнительного образования определено федеральной Концепцией дополнительного образования детей до 2030 года.
Будем развивать технические, естественно-научные кружки и всё, что связано с приоритетами государственной политики в сфере образования.
В 2025 году запланированы открытие Детского технопарка в Ирбите и муниципального «Кванториума» в лицее № 110 имени Л. К. Гришиной Екатеринбурга, также на площадке Дворца технического творчества в Верхней Пышме стартует инновационный образовательный проект «"ПРОФкампус" Новая методология», проект направлен на кооперацию социальной сферы, промышленности, бизнеса, науки и образования через реализацию совместных профильных мероприятий и сетевых программ в рамках подготовки будущих рабочих, инженерных и творческих кадров для региона и страны.
Источник: https://oblgazeta-ru.turbopages.org/oblgazeta.ru/s/society/education/2024/12/76530/
Документы:
Количество показов: 16