Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Информация для родителей



16.05.2013

Речевые игры! Выбираем и играем!


 Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада.

 Я предлагаю вам поиграть вместе с ними в РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ. Игра вместе с взрослым делает ее полезной и желанной, а еще развивает мышление и речь ребенка, помогает преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

 Невнимание же к речи ребенка чревато последствиями в виде речевых нарушений: трудностей в правильном звукопроизношении, недостаточной развитости артикуляционного аппарата, сложностей в освоении письменной речи в школе, речевых проблем во взрослом возрасте (невнятная речь, трудности с выступлениями на публике) и т.д. 

 Игры могут быть подвижные, дидактические, компьютерные и другие, главное, чтобы они способствовали развитию речи.

Как выбрать игру? Какими основными качествами должны обладать выбираемые вами игры?

1. Гигиенические требования к играм (игрушкам)
а) Игра не должна грозить опасностью жизни играющего ребенка или окружающих его детей.
б) Она должна быть свободна от элементов, вредных для здоровья ребенка (краски должны быть прочные, безвредные, без примеси ядовитых веществ: свинца, мышьяка и др.).
в) Игрушка (игра) должна быть прочной и устойчивой. Легко ломающаяся, быстро разрушающаяся, недобросовестно сделанная игрушка является одной из наиболее частых причин нервного возбуждения и перевозбуждения детей и поводом для детских конфликтов.
г) Расцветка, формы и размер игрушек (игр) должны быть даны такие, которые не требовали бы большого напряжения со стороны какого-либо органа или системы, не грозили бы переутомлением, например, слишком мелкие детали или очень тяжелая игра.
2. Педагогические требования
а) Игра должна быть яркой, красочной, радостной. 
Она и по размерам, и по весу, и по тематике и, и по предъявляемым в игре требованиям физического и душевного напряжения должна отвечать возрастным и индивидуальным особенностям играющего с ней ребенка.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ИГРА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА!
б) Любая игра не должна перенапрягать ребенка. Игра, которой ребенок не в состоянии овладеть, с которой он обречен на частые неудачи и поражения, приводит к ущемлению детской чувствительности, к состоянию подавленности.
в) Игра должна возбуждать и питать творческое воображение, самодеятельность и изобретательность ребенка; для этой цели могут служить комплекты полуфабрикатов, разнообразные игрушки, куклы со снимающейся и надевающейся одеждой, образные игрушки с различными добавочными элементами.
г) Выбирая игру на закрепление произношения отдельных звуков, уточните, произносит ли ребенок данный звук. Ведь в противном случае, играя, вы не только не научите ребенка произносить нарушенный звук, но и будете способствовать закреплению неправильного произношения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ИГРА ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ!
3. Эстетические требования
Игрушка (игра) должна быть школой художественного вкуса. Она должна быть средством 
воспитания в ребенке чувства красоты, понимания прекрасного.

Как играть в речевые игры и с чего начать?

1. Перед началом игры – прочитайте правила. Если необходимо, вместе с ребенком, подготовьте материал для игры (разрезать на карточки, сложить, склеить и т.д.). Объясните ребенку правила и как нужно обращаться с игрой. Обсудите содержание игры.
2. Чтобы заинтересовать ребенка игрой - поиграйте вместе с ним. 
Присутствие взрослого необходимо, т. к. он контролирует и стимулирует речевую деятельность во время игры.
В процессе игры очень важно и то, как вы будете общаться со своими детьми. 
Уделяйте внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи. 
Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а взрослый – помочь ему в этом;
3. Речевые игры предусматривают ПРОГОВАРИВАНИЕ, например, ребенок говорит: «У меня фрукты, а у тебя овощи», или «Швее нужны иголки и нитки» и т.д. 
В игре следует развивать у детей навыки контроля над чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять задание.
4. После окончания игры подведите итоги, объясните, на что нужно обратить внимание в игре в следующий раз. Поощряйте и поддерживайте ребенка в течение игры.
5. Помогите ребенку сложить игру. Объясните, где она будет храниться.

 Примером речевых игр могут быть СТИХИ, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

 Придумайте вместе с ребенком движения, которые помогут развить его фантазию, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха.

 После прочтения ребенку выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите рассказать, что он понял; разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте соответствующий тексту стиха жест. Придумайте жестам название, например: «домик», «дерево» «кошачьи лапки».

 Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.

 Играйте и развивайте речь!

Ирина Альбертовна Макарова
Учитель-логопед ТОПМПК 

Детальная картинка: 
Количество показов: 2455

Возврат к списку