16.05.2013
В школу с 6 лет или лучше позже, чем раньше?
Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.
С. Харрисон
Как ни странно, на сегодняшний день прием детей в 1 класс стал серьезной проблемой для родителей, которые начинают волноваться, примут ли их ребенка в 1 класс той школы, которую они выбрали, задолго до срока записи и приема документов в школу. Ответственным родителям очень тяжело дается решение вопроса: «Отдавать ли шестилетнего ребенка в школу? Когда лучше: на 7 году жизни или на восьмом?». Предлагаю порассуждать о том, насколько разумно отдать ребенка в школу в 6 лет.
Я категорически против советов как "за", так и "против" раннего похода в школу. Никто пока не знаком с вашим ребенком, никто не чувствует его так, как вы, родители. Выслушав все советы, родители принимают решение самостоятельно и несут ответственность за это решение.
Начнем с законов. В новом законе «Об образовании в Российской федерации», принятом в конце декабря 2012 года, читаем: «Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель вправе разрешить прием детей на обучение в более ранние или более поздние сроки». П. 10.1 нового СанПиНа 2.4.2.1178-02 устанавливает, что «оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев». Однако законодатель предусмотрел ситуации, когда может рассматриваться вопрос о приеме в 1 класс ребенка более младшего возраста. Этому вопросу посвящен п. 10.2 того же СанПиНа: «Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста».
Что делать, если ребенку на 1 сентября не исполнилось 6 лет и 6 месяцев, а вы считаете, что ваш сын или дочь не по годам развиты?
Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например, если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете в течение не менее 15 минут? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? (А это колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что его мелкая моторика готова к воспроизведению тех элементов, которые предусмотрены в возрасте 7 лет – а именно к этому возрасту окончательно «созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков). И вообще – хочет ли он сам в школу? Еще важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Умений и навыков, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать – недостаточно для готовности к современной школе.
Достаточными основаниями для поступления в школу с 6 лет я назвала бы следующие:
- ребенок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5-6 раз в год) детям – то есть, у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психического развития;
- ребенок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (от детских садов до школ раннего развития – любых детских коллективов);
- ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире;
- ребенок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
- у ребенка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность;
- первый класс будет вести очень грамотный, добрый и понимающий педагог;
- дорога в школу не слишком долгая, не более 20-30 минут – иначе ребенок устанет еще до начала учебного дня.
Только при сочетании всех вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан.
Если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, и вы (на законном основании) решили отдать его в школу, попытайтесь еще раз взвесить все за и против. В ситуации неуспеха страдают не только сами дети, но и их родители. В последнее время в психолого-медико-педагогическую комиссию чаще стали обращаться родители с детьми, которые пошли в школу с 6 лет. Именно школа является тем индикатором, который проявляет все проблемы в интеллектуальном развитии ребенка, так как становится очевидной его неспособность овладеть учебной программой. Но в этом случае первичные нарушения в интеллекте ребенка сопровождаются появлением вторичных – деформация личности, появление различных психосоматических и психоневрологических патологий, быстрая утрата интереса к процессу обучения. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Ребенок попадает в разряд отстающих. Иногда бывает, что проблемы начинаются в 6 классе, когда резко возрастают нагрузки. Некоторым исполнилось уже 13 лет, а вашему, отправленному в школу в 6 лет, только 11. Разница в психо-физиологическом развитии огромная. Особенно трудно мальчикам: ростом - ниже всех парней в классе, не говоря о подросших девочках. За внешней видимостью успешности ребенка в начальной школе родители могут не заметить глубинных травмирующих процессов. Да и вообще, мальчики часто несколько отстают в развитии от девочек: и в речевом плане, и в моторике - и нагоняют их только к 3-5 классу, отсюда проблемы и с оценками, и с почерком, а отдавать в школу раньше - только увеличивать этот разрыв.
Если к нам обращаются родители нам консультацию по поводу возможности обучения с 6 лет, мы, после изучения особенностей ребенка, даем рекомендации об образовательном маршруте. Но это - только рекомендации, выполняют их родители не всегда. Как правило (без натяжек и без учета родительских амбиций, искажающих картину), реально к обучению в школе с 6 лет готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в традиционное время (в 7 лет, но не раньше 8), какие бы резоны не приходили на ум родителям, потому что от успешности адаптации к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка, его самооценка, причисления себя к «удачливым» или же к «неудачникам». Поэтому, вместо того, чтобы руководствоваться мыслями о личных успехах, об успехах детей друзей и знакомых или же соображениями об армии, относящимися к туманному будущему, лучше трезво оценить настоящее и обеспечить своему ребенку удачный старт в эстафете длиной в целых 11 лет.
Все дети разные и вам решать, готов ребенок к школе или нет. А решать и брать ответственность приходится только родителям. Материнский и отцовский труд не бывает лёгким!
Ефимова Г.А.,
педагог-психолог
Детальная картинка:
Количество показов: 4122