Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Информация для родителей



22.12.2021

Развитие памяти ребенка через разучивание стихов


Учитель-дефектолог А.Т.Качусова

 

      Ритмика, мелодика, образность, эмоциональное содержание поэтических произведений позволяют мозгу быстро включиться в процесс запоминания и фиксировать в памяти строчки, связанные естественным образом. При этом происходит формирование следующих качеств:

  • развитие и обогащение речи;

  • пополнение словарного запаса;

  • расширение эрудиции;

  • улучшение дикции.

      Стихи запомнить легче, чем прозу, потому что они имеют свой ритмический рисунок, рифму и эмоциональный фон. Заучивание поэтических строк наизусть рекомендуют для развития памяти. 

    Вспомните себя маленьким, когда вы ходили в школу. Какие упражнения для тренировки памяти вам приходилось делать чаще всего? Конечно, учить стихи. Это классический прием для повышения способности запоминать информацию, и помогает он как детям, так и взрослым. Чем же хорош способ разучивания стихов для развития памяти?

    Стихотворения для развития памяти можно начинать учить с ребенком, как только он начнет говорит осознано. В дошкольном возрасте этот прием особенно актуален, если учесть, что именно для этого периода характерно более бурное развитие мозга, формирование всех свойств памяти. Этим вопросом чаще всего задаются родители дошкольного и младшего школьного возраста. Приведу основные аспекты, как удачно выбрать стихи для заучивания на память:

  • используйте стихотворения известных авторов, классиков русской литературы; Пушкин, Лермонтов, Тютчев;

  • откройте сборник стихов и начните читать вслух строчки, которые первыми попадутся на глаза. Слушайте себя. Для разучивания следует брать стихи с красивым звучанием и обычным содержанием;

  • если вы запнулись на первой же строчке, то такое стихотворение сразу отложите в сторону. Материал для заучивания должен легко проговариваться и не должен содержать в себе сложных конструкций:

  • стихи для тренировки памяти должны быть доступны для понимания и соответствовать возрасту ребенка.


     У каждого ребенка преобладает свой вид памяти. В зависимости от этого выберите оптимально подходящую методику заучивания:

  • если развита слуховая память, то нужно проговорить строчки стихотворения в разных темпах. Прочитать «как волк» грозным тоном, «как комарик» плаксиво и т.д. ;

  • с ребенком-визуалом рассмотрите иллюстрации, нарисуйте с ним картинку, отображающую сюжет стихотворения;

  • ученик с преобладающей моторной памятью воспримет на «ура» чтение стихов, сопровождающихся различными телодвижениями: притопыванием, жестами рук, качанием головой.

      Когда мы разговаривает, наша речь является результатом работы наших мыслей. А когда мы читаем стихотворение, то должны передать мысли автора, и значит, надо сначала понять, что он хотел сказать своим произведением. Главная задача в работе над стихотворением -- донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженное в нем.

     На уроке учитель определяет, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Дома родители должны продолжить эту работу, настроить своего ребенка на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт. Когда, не понимая, ребёнок заучивает, а вернее, зазубривает текст, это не только не имеет никакого воспитательного значения, но и приносит большой вред. Великий педагог В. Ушинский писал в «Общих вопросах воспитания», что «Механическое заучивание прерывает нормальное развитие ребёнка, отупляет его, портит его нравственность». А виноваты в этом только взрослые. Ведь некоторые родители вместо того, чтобы объяснить ребёнку содержание произведения, вызвать у него интерес и понимание того, о чём здесь рассказывается, показывают ему, как надо сказать ту или иную фразу, т.е. «учат ребёнка с голоса», заставляя копировать взрослого, и тем самым уничтожают самое ценное – индивидуальность ребёнка. Конечно, если малыш не умеет читать и стихотворение разучивает с ним взрослый, ребёнок невольно будет ему подражать. Но говорить «Здесь громко», а «здесь тихо», «здесь радостно», а «здесь грустно» - нельзя. Работа над стихотворением должна приносить ребёнку радость. Надо тренировать детей воспринимать рифму на слух. Лучше это делать в игровой форме, например, «лейка – скамейка», «галка – палка – скалка» и т.д.

      В школе приходится учить много стихов. А самым сложным из всех стихотворных жанров является басня. К тому же, она зачастую еще бывает и объёмная. Поэтому, на примере басни рассмотрим процесс заучивания любого стихотворения:

1.     Подберите мелодию, чтобы басню можно было напевать. Процесс пения достаточно хорошо ускоряет процесс запоминания.

2.     Пусть школьник попробует зарисовать в виде комиксов основные действия, происходящие в басне.

3.     Обсудите с ребенком содержание басни. Все ли ему понятно? Наверняка, в басне используются редкие старинные обороны речи и малоупотребляемые слова. Разберите их смысл. Основное условие для быстрого запоминания стихов – это четкое понимание каждой строчки.

4.     Несколько раз прочитайте басню с выражением, расставляя где надо паузы.

5.     Разбейте басню на небольшие фрагменты. Начинайте учить.

6.     Пусть ребенок повторит несколько раз выученную басню в течение дня. При этом можно нарочито утрировать интонации, читая с пафосом, подобно артисту на сцене. Это поможет стихотворению хорошо отложиться в памяти.

      Прививая ребенку любовь к поэзии с раннего детства, родители закладывают фундамент развития отличной памяти, которая будет полезна в любой сфере деятельности. Принимайте участие, разучивайте четверостишия со своими мальчишками и девчонками. Вы и не заметите, как Ваша память будет демонстрировать новые возможности!


Детальная картинка: 
Количество показов: 471

Возврат к списку