Информация для родителей
Ребёнок читает медленно. Как ему помочь?
Учитель – логопед ГБОУ СО «Сухоложская школа»
Лукашевич В. А.
Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.
-
Не любит играть со звуками и рифмовками.
-
Не правильно произносит или путает звуки в произношении.
-
Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.
-
Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
-
Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.
-
Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
-
Не любит читать вслух.
-
Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
-
Держит книгу слишком близко к глазам.
-
Немного косит.
-
Часто трёт глаза.
-
При чтении прикрывает или закрывает один глаз.
-
Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
-
Пишет буквы и слова задом наперёд.
-
Пытается избежать чтения и домашних заданий.
-
Плохо пишет и обладает плохим почерком.
-
Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
-
Быстро устаёт.
-
Делает домашнюю работу гораздо дольше.
Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.
-
Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционные моторики).
-
Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.
-
Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) – ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.
-
Нарушения зрения – часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.
-
Узкое поле зрение – у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.
-
Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.
-
Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.
-
Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.
-
Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.
-
Нежелание ребёнка читать — взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.
-
Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины. Как помочь?
Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
-
Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
-
Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
-
Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три, четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
-
Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память. Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.
-
Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения.
-
Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
-
Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
-
Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.
-
Детальная картинка:
Количество показов: 514