Информация для родителей
Речевые игры и упражнения для тренировки навыка умения слушать
Очень серьезная и актуальная проблема, когда дети не слушают родителей или слышат только некоторые их просьбы. Повторяя нашим детям одно и то же по нескольку раз до тех пор, пока не привлечем их внимания, мы формируем у них привычку невнимательно слушать. Обращение к ребенку должно произноситься только раз. Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел не только правильно и красиво говорить, но и внимательно слушать, не отвлекаясь и не перебивая. Умение слушать – один из самых важных навыков, которому мы с вами можем научить своего ребенка. Хотя его часто упускаем из виду. Этот ценный навык есть далеко не у каждого, но, к счастью, его можно развить с помощью простых игр и упражнений. Предлагаю ряд игр и упражнений, направленных на формирование умение слушать. Вам ничего не нужно, кроме вашего временного ресурса.
Вот несколько несложных упражнений для того, чтобы научиться слушать тишину, благодаря которым ребёнок научится слушать и слышать.
Слушаем себя. На этот раз нужно закрыть глаза и заткнуть уши, чтобы можно было услышать стук сердца, дыхание.
Хрустим и слушаем. Потребуются хрустящие продукты (сухарики, кукурузные хлопья и т. п.), их нужно жевать с закрытыми глазами и ушами. Слушаем хруст, а потом обсуждаем, на что похожи издаваемые звуки.
Трогаем ладони. Ребёнок закрывает глаза и уши, а мама дотрагивается до его ладошки перышком, колоском, ленточкой и т. п. В конце нужно обсудить ощущения.
Угадай, что? Ребенок с закрытыми глазами должен угадать, какой предмет ему в руки положила мама. В конце упражнения нужно обсудить, каким образом он догадался.
Только шепотом. Несколько минут и детям, и взрослым нужно разговаривать исключительно шепотом и пытаться расслышать слова.
Игра «Музыкальные статуи»
Игра «Музыкальные статуи» - еще одна любимая игра, которую любят дети.
Все, что вам нужно, это немного музыки и место для танцев. Включите музыку и остановите ее время от времени. Вы и ваш ребенок должны замерзнуть, как только музыка прекратится. Вы увидите разницу со временем, когда ваш ребенок будет совершенствовать свои навыки слушания. Первоначально вашему ребенку может потребоваться некоторое время, чтобы понять, что музыка остановилась, и перестать танцевать.
Игра «Я пошел в зоопарк и увидел…»
Эта игра более продвинутая, чем предыдущие, и включает в себя как слушание, так и запоминание. Выбирая любые имена животных, начните игру, сказав: «Я пошел в зоопарк и увидел обезьяну». Затем ваш ребенок отвечает: «Я ходил в зоопарк и видел обезьяну и льва». Вы отвечаете: «Я ходил в зоопарк и видел обезьяну, льва и черепаху». Для каждого хода повторяйте по очереди животных, которые уже были перечислены, а затем добавляйте новое. Вы не можете повторять животное. Сначала это может быть сложно, но со временем вы удивитесь, сколько животных сможет запомнить ваш ребенок. Эта игра на самом деле проще с большим количеством людей, потому что легче ассоциировать слова с разными людьми, чем 10 слов от одного и того же человека. Поэтому обязательно привлекайте братьев и сестер, родителей, бабушек и дедушек.
Игра «Сколько всего вы слышали»
Это разновидность предыдущей игры, которая включает в себя не только запоминание, но и умение слушать. Попросите ребенка закрыть глаза и поставить таймер на вашем телефоне на 30 секунд. Попросите его внимательно выслушать и постараться запомнить все, что он слышал, - по возможности, по порядку. Составьте список всех слышимых звуков и посчитайте, сколько разных звуков было. Со временем увеличьте с 30 секунд до минуты сосредоточенного слушания.
Игра «Нарисуйте картинку с инструкциями»
Адаптируйте следующее упражнение к уровню вашего ребенка. Дайте ребенку лист бумаги и цветные мелки, карандаши. Попросите его внимательно следовать вашим инструкциям. Это поучительное упражнение, которое часто ясно показывает, есть ли у вас навыки слушания или требуется их отточить. Дошкольники должны получать очень простые инструкции и сначала только по одной. Объединяйте вопросы со словами слева и справа. Вы можете использовать этот пример или придумать свой собственный. И в заключении рекомендую вам обратится к замечательным книгам из области семейной психологии, которые статут для вас источниками в решении любых проблем.
Книга «Общаться с ребёнком. Как?» под редакцией известного профессора МГУ, автора многочисленных статей, монографий Юлии Борисовны Гиппенрейтор. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Итак, вы располагаете набором подсказок для комфортного общения с ребенком. Но помните, что овладение любыми новыми навыками требует времени. У вас всё получится, главное верить в себя и дать понять вашему ребёнку, чтобы не случилось вы его любите и принимаете таким, каким он есть.
Учитель - логопед Лукашевич Вера Александровна
Детальная картинка:
Количество показов: 43