Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Коллегам. Методическая копилка.

28.02.2013

Культурные и общественно-полезные практики как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся



 Мушкетова Надежда Васильевна

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Современный  период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. 90 –е гг. прошлого столетия в России были обусловлены быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [1]. Сфера образования призвана решить эти проблемы и обеспечить духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося. В современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи наша школа выстраивает партнерские отношения с разными субъектами социализации: семьей, ЦДО, домом культуры «Кристалл», городской библиотекой им. А.П. Гайдара, дворцом Молодежи г. Екатеринбург, спортивным комплексом «Здоровье», СМИ (газета «Знамя Победы  и др.) Я, как воспитатель, составляю свою программу воспитательной работы с обучающимися своего класса. В классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, есть опекаемые, а также дети – инвалиды. 

Воспитательная работа включает 6 направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному,  воспитание ценностного отношения к природе,  труд и творчество, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Выбор направлений основан на национальном воспитательном идеале и базовых национальных ценностях [2].

В школе введен общественно – полезный труд с целью формирования трудовых навыков и умений обучающихся. Учащиеся в течение учебного года занимаются следующими видами общественно – полезного труда:

·        Генеральная уборка класса

·        Оформление наглядности и дидактических пособий для уроков

·        Озеленение кабинета

·        Изготовление поделок для выставок и праздников.

Формы организации общественно – полезного труда: трудовой десант по уборке территории, акция «Птицам – нашу заботу!» (изготовление кормушек), изготовление игрушек на городскую ёлку,  участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»;  посев рассады,  уход за комнатными растениями,  сбор листьев и семян,  ремонт книг;  конкурс рисунков и сочинений «Школа, в которой я учусь», «Моя бабушка – супер»;  изготовление праздничных костюмов и декораций к праздникам,  оформление классной комнаты к 1 сентября и Новому году,  благоустройство участка (клумбы), экскурсии в природу (сбор лекарственных трав),  проекты «Наши руки не для скуки»;  дежурство по школе, классу и в столовой.

                       Культурная практика

Нравственное направление можно разделить на блоки:

· «Познаем себя». В этом блоке я провожу беседы: добро и зло, мир добрых дел, люди среди людей, спеши делать добро.

· «Учимся жить в окружающем мире». Мероприятия: воля, литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости», «Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть», привычки и поступки,  проект «Птицы – наши друзья».

· «Какой я человек». Беседы: обида, зависть, пунктуальность, я – патриот своей страны., проект «Творчество К.И.Чуковского».

· «Мое место в жизни». Беседы: семья, моя родословная, семейные традиции,   одиночество, мое место в жизни «Кем я хочу стать?», наркотики, алкоголь, сигареты [3].

 Гражданско – патриотическое направление осуществляю в следующих формах: беседы: государственный флаг России, Россия – многонациональное государство, я – гражданин России, Москва – столица нашей родины и т.д.; знакомство с памятниками культуры,  календарно – обрядовые фольклорные праздники,  мои права и обязанности,  проект «Города – герои»,  посещение музеев города,  конкурс чтецов, посвященный дню героев Отечества;  конкурс рисунков «Я – нет! Скажу войне!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»;  оформление альбомов «Герои Отечества»,  конкурс патриотической песни «Россия – родина моя!»,  встречи с ветеранами и интересными людьми.

Внеклассные мероприятия занимают важное место в жизни младших школьников. Они помогают детям раскрыть свои способности, реализовать особенности и пристрастия, обрести уверенность в себе, учат неформально общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Список литературы:

[1] Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.

[2] Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

[3] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога, М. ВАКО, 2007.

 

1.     Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М. Просвещение, 2011.

2.     Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. М. ВАКО, 2012.

3.     Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2012.


Количество показов: 4132

Возврат к списку