Коллегам. Методическая копилка.
Развитие познавательной активности у детей на уроках посредством коррекционно-развивающих игр
Развитие познавательной активности у детей на уроках посредством коррекционно-развивающих игр
Учитель-дефектолог А.Т.Качусова
Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом всё более возрастают. Школьники с ОВЗ в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной деятельности, что обусловлено низким уровнем их познавательной активности и особенностям протекания психических процессов.
Для учителей начальной школы, игра является главным инструментом формирования познавательной активности, воспитания устойчивого интереса, потребности в интеллектуальной деятельности, а главное успешности обучения.
Систематическое применение на уроках игры, использование игровых ситуаций, игровых приёмов обучения, приводит к положительным результатам – восполнению пробелов в знаниях.
Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включённости и способное обеспечить целостное развитие личности ребёнка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственные сферы.
Существуют различные подходы к классификации игр:
- по количественному составу (индивидуальные, групповые, коллективные);
- по длительности (игры-миниатюры, игры-эпизоды, игры-занятия);
- по степени сложности, выполнения действия (элементарные, сложные);
- по используемому материалу (предметные, настольно-печатные, словесные, дидактические);
- по характеру и форме поведения (подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения);
- по способу проведения (имитационно-моделирующие, интеллектуальные и другие).
При использовании игры, как метода обучения, необходимо выполнять ряд условий:
учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую задачу;
необходимо сохранять игровую ситуацию;
игра обязательно должна включать игровое правило (если, то) и игровое действие;
результат.
По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию, игры чрезвычайно разнообразны. В практике работы с учащимися используются на уроках коррекционно-развивающие игры, с помощью которых формируется школьная мотивация, обогащается словарный запас, развиваются психические процессы, создается благоприятный психологический климат в классе:
логические игры с буквами, звуками, словами, предложениями, текстами;
игры на развитие внимания;
игры, развивающие навыки волевой регуляции;
игры для релаксации;
терапевтические игры;
коммуникативные игры;
контактные, подвижные, объединяющие игры;
театрализованные игры;
игры занимательного характера и другие.
Игры подобного вида формируют познавательную активность, учат самостоятельно и нестандартно мыслить, развивают слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, навыки чтения, орфографическую зоркость, воображение.
Систему работы можно осуществлять по трём направлениям:
1. В учебную деятельность включать познавательные, дидактические игры, а также игры занимательного характера. Применять их на разных этапах работы, при изучении, закреплении и повторении материала. Используются различные формы уроков: урок-игра, урок-сказка и другие;
2. Во внеклассную работу включаются коммуникативные, театрализованные, контактные, подвижные, объединяющие игры. Используются разные формы работы с учащимися, как проведение праздников, конкурсов, викторин, способствующие социальной адаптации детей;
3. На коррекционно-развивающих занятиях уделяется время на формирование познавательной активности.
Занятия проводятся с малой группой учащихся, либо индивидуально. Коррекционно-развивающее влияние игровой деятельности при обучении учащихся с ОВЗ определяется её занимательностью, эмоциональной привлекательностью, возможностью создания новых вариантов, а при наличии чётко поставленных задач и творческого подхода к их решению, делает игру одним из наиболее эффективных факторов психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся. Таким образом, система работы по данным направлениям - интересная, нужная и полезная форма организации учебного процесса, так как делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию познавательной активности.
Некоторые примеры (также можно предложить родителям)
1.Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру» Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет» Цель: развитие тактильной памяти. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь.
«Выкладывание по памяти» Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.
«Запомни картинки» Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок.
«Запомни слова» Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.
2.Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии» По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками. «ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз «ВОДА» - вытянуть руки вперед «ВОЗДУХ» - поднять руки вверх «ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Найди слова» На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например, смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
«Найди отличия» З Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно» В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
3.На развитие мышления:
«Помоги художнику» Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а учитель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т. д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений» Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог». «Кто назовет больше признаков» Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
4. На развитие воображения: «Как это можно использовать» Педагог называет обычный предмет. Например, «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования. «Буквы» Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета. «Волшебные кляксы» Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Количество показов: 434
Файл: Загрузить