Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Коллегам. Методическая копилка.

19.10.2022

Тренинг педагогической эффективности. Нейропсихологические игры и упражнения в работе педагога


Цель: освоение навыков и применение в работе с обучающимися с ОВЗ нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

- освоить навыки нейропсихологических игр и упражнений;

- понять смысл применения нейропсихологических приемов и упражнений в различных ситуациях с обучающимися;       

- почувствовать эффективность применения нейропсихологических упражнений в работе с детьми.

Ход

1.Вспомнить правила поведения (5 мин.)

2.Упражнения на групповое сплочение:

- здравствуй друг (5 мин.)

я пришел

как ты тут..........хорошо

(обнимашки)

- ладошка (каждый участник обводит свою ладонь, пишет имя, работа в режиме круга, каждый получивший лист с ладонью, пишет качество, которое он выделяет у этого человека), (10 мин.)

- неоконченные предложения (5 мин.)

3.Беседа на тему занятия (5 мин.)

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Все мы прекрасно знаем, что психическое развитие детей – процесс многослойный, эволюционно и генетически обусловленный, со своими закономерностями и этапами. Фундаментом общего развития ребенка, необходимым условием формирования учебных навыков является хорошо сформированная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности. В дошкольном детстве психомоторное и когнитивное развитие неразделимы, причем двигательное развитие становится основой не только для когнитивного, но и для эмоционального и социального развития ребенка.

Важно учитывать закономерности развития детей, чтобы уделять внимание той или иной сфере своевременно. Например, кинестетическое и предметно-зрительное восприятие сформировано к 4 – 5 годам, а соматогностические функции (восприятие тела) – к 6 годам. Многие родители, стремясь к раннему развитию ребенка, совершенно напрасно заменяют психомоторное и психосенсорное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это может привести к замедлению или искажению в развитии других функций. Психическое развитие детей происходит в процессе их разнообразной двигательной активности. Например, при регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, а развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые. в свою очередь отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. По словам Сухомлинского В.А. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

В коррекционной работе методы двигательной нейрокоррекции (растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, развитие мелкой моторики рук, телесные упражнения, упражнения для релаксации т.п.) используются для стимуляции развития нервной системы, они способствуют образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга.

4. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори», 10 минут:

- карточки, на которых нарисованы только руки (одна рука; две руки; карточки с изображением рук, которые невозможно воспроизвести одному человеку), на правой руке нарисован браслет

- карточки с нарисованными на них человечками (браслет на руках отсутствует). Правильным считается прямое воспроизведение позы нарисованного персонажа, при котором его правая рука, соответствует правой руке игрока, а левая – левой.

5. «Коза-корова», 5 минут

Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

6. Логопед (теоретический аспект, практические упражнения, 15 мин.)

Согласно современным научным представлениям, речь – это одна из самых сложных высших психических функций, участвующих в реализации психической деятельности человека. Она организует и связывает другие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление).

Психофизиологической основой речи является совместная работа ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно: задне-лобных, нижне-теменных, височных, задне-височных-нижне-теменных-передне-затылочных (зона ТРО), а также совместная работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов), проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы. Важное значение имеет состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, а также координация дыхания и произношения звуков.

Мозг ребенка имеет те же блоки и зоны, что и взрослый человек, только включаются они постепенно. Активация этих зон мозга произойдет быстрее, если стимулов из внешней среды ребенок будет получать больше. Многие участки головного мозга включаются в функционирование только в детском возрасте. Поскольку мозг ребенка пластичен, поэтому при нарушениях коррекция компенсирует дефекты психического развития, включая речь ребенка.

Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.

«Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т.Г. Визель).

Я хочу предложить выполнить задания нейропсихологической направленности.

  1. Листы (лево-право)
  2. Весёлые пальчики
  3. Динамическая пауза (руки-ноги. Глаза закрыть)

Примечание: после каждого упражнения рефлексия;

Если участник не включен в работу, можно выполнить упр. "Муха"

Общее время: 1ч.

Необходимые материалы: мягкий мяч, бумага формат А-4, визитки, карточки с заданиями, демонстрационные карточки.

Составители: педагог-психолог, Захарова Г.Е.,  учитель-логопед, Флягина Н.С.



Количество показов: 463

Возврат к списку