Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Коллегам. Методическая копилка.

22.03.2012

Коррекционно–воспитательные технологии в работе с социально – дезадаптированными детьми: особенности работы воспитателя


Мушкетова Надежда Васильевна
государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»



 Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ¬лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль¬ным контактам, новым социальным ролям [1].

 Дезадаптация – это затрудненное, осложненное какими – либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения, деформации ценностных и социальных установок.[2] Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Так как я работаю в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с задержкой психического развития, то мне часто приходится иметь дело с детьми, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. 

 В классе 50% социально дезадаптированных детей по причине: 
  • Неблагополучие в семье (развод родителей, смерть обоих родителей). 
  • Отклонения в состоянии здоровья
  • Ошибки семейного воспитания (отсутствие у родителей элементарных психолого – педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, «заласканное детство», «одинокое детство»).
Характерные черты дезадаптированных детей:
  • неуспеваемость,
  • нарушения взаимоотношений со сверстниками, 
  • эмоциональные нарушения, как следствие - поведенческие отклонения;
  • дисциплинарные нарушения,
  • прогулы,
  • гиперактивное поведение,
  • агрессивное поведение,
  • оппозиционное поведение,
  • курение, 
  • хулиганство, воровство, ложь и др. 
 Показателями низкого уровня адаптационных возможностей являются:
  • отклонения в психоматическом развитии и здоровье;
  • недостаточный уровень социальной и психолого – педагогической готовности к школе;
  • несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
 Отклонения в поведении детей: гиперактивное поведение, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное, симптоматическое. 

 Два ведущих направления оказания помощи:
  • превенция (предупреждение, профилактика);
  • интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [3]
 Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т.п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

 По мнению А.И.Кочетова, коррекция имеет следующие функции: 
  • Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудностей;
  • Компенсирующую, компенсировать недостаток успехом в интересующей его деятельности (спорте, труде, творчестве);
  • Стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно полезной деятельности подростка;
  • Исправительную, связанную с исправлением подростка и применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример).
 В арсенале воспитателя имеются разнообразные коррекционно-воспитательные технологии:
Информационные технологии, элементы проектных технологий, игровые технологии, личностно — ориентированные, здоровьесберегающие, технология КТД, проблемно — поисковые, коммуникативные, технология поэтапного формирования личностных УД [4]

 Особенности работы воспитателя: внедрение ФГОС, программа духовно – нравственного развития и воспитания, поэтапное формирование личностных УД.


[1]   Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер и др. – Коррекционная педагогика в начальном образовании, - М.: Академия, 2003
[2]   Т.А. Шишковец – Справочник социального педагога – М.: ВАКО, 2007 
[3]   Т.А. Шишковец – Справочник социального педагога – М.: ВАКО, 2007 
[4]   Лекции «Управление воспитательной системой» с курсов повышения квалификации преподаватель Соловьёва С.В.
Список литературы:
  1.    Закон РФ «Об образовании»;
  2.    Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
  3.    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания;
  4.    Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, и др. – Специальная педагогика. – М.: Академия, 2002г.;
  5.    А.Г. Асмолов. Г.В. Бурменская и др. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, - М.: Просвещение, 2011г.;
  6.    А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева – Основы коррекционной педагогики, - М.: М.: Академия, 2007г.;
  7.    Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер и др. – Коррекционная педагогика в начальном образовании, - М.: Академия, 2003г.;
  8.    Г.Л. Лэндрет – Игровая терапия: искусство отношений, - М.: Международная педагогическая академия, 1994г.; 
  9.    Е.Ю. Ляпина – Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. – Волгоград: Учитель, 2007г.;
  10.    В.П. Сергеева – Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы, - М.: УЦ «Перспектива», 2007г.;
  11.    Т.А. Штишковец – Справочник социального педагога – М.: ВАКО, 2007г.;
  12.    Лекции «Управление воспитательной системой» с курсов повышения квалификации преподаватель Соловьёва С.В.    

Количество показов: 6686

Возврат к списку