Курсы коррекционно — развивающей области
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для обучающихся с ОВЗ
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Развитие речи» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом программ, включенных в их структуру.
Программа составлена для обучающихся 1 – 4 классов, осваивающих второй вариант АООП НОО ЗПР, АООП НОО ТНР.
Содержание программы учитывает не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР, ТНР и конкретизирует их в соответствующих разделах пояснительной записки, в календарно-тематическом планировании и ожидаемых результатах.
Основная цель коррекционной работы: преодоление речевой инактивности и речевых нарушений обучающихся, а также обусловленных ими разнообразных трудностей в обучении.
Задачи коррекционной работы:
- корригировать нарушения произносительной стороны речи, недостатки звуко-слоговой структуры слов;
- развивать фонематические процессы – фонематическое восприятие, фонематическое различение, слуховой контроль над звучащей речью, отдельных слов, тонких оттенков речи для профилактики и преодоления акустических ошибок в письме, усвоения ряда орфограмм, изучаемых на уроках русского языка;
- формировать и закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза для преодоления трудностей в овладении и формировании процессов письма и чтения;
- развивать и корригировать недостатки лексико-грамматического строя речи как основы учебного высказывания, улучшать связную речь;
- повышать лексический запас детей за счет расширения представлений об окружающей действительности и преодоления недостатков познавательной деятельности;
- улучшать состояние импрессивной речи для преодоления трудностей устного общения, создания предпосылок письменного общения, преодоления трудностей обучения русскому языку;
- закреплять в практической деятельности навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- корригировать недостатки письма и чтения в зависимости от трудностей ребенка для полноценного усвоения АООП.
Курс «Развитие речи» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Помимо коррекции нарушений устной и письменной речи содержание коррекционных занятий способствует расширению представлений об окружающем природном и социальном мире, формированию и развитию УУД, навыков продуктивной межличностной коммуникации, прививает интерес к знаниям, дает возможность детям адекватно оценить себя.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности и рассчитана на 66 часов в год 1 и 1 дополнительный классы, 68 часов в год 3 – 4 классы из расчета 2 часа в неделю на каждого обучающегося группы.
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме