Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



16.09.2020

Потребность в психологической помощи дошкольникам с нарушением речи

Ефимова Г.А., педагог-психолог

 

Запрос родителей дошкольников, которые обращаются на ТПМПК, чаще всего связан с нарушением речи детей. Практика сегодняшнего дня показывает, что ожидания родителей детей, имеющих нарушения речи, не связаны с помощью психолога.

Между тем, кроме речевых расстройств, у детей наблюдаются неречевые нарушения (при сохранном интеллекте). Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,
а приводит к целому ряду отклонений. [1]

В связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи, возникла практическая прикладная дисциплина - логопсихология. При этом логопсихология - единственная научная отрасль, изучающая особенности психического развития, обусловленные речевыми нарушениями. Логопсихология возникла как практическая прикладная дисциплина, в связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи.[3]

В структуре речевых нарушений могут встречаться такие неречевые симптомы, как ограниченные сенсорные, временные и пространственные представления; недостаток памяти; сниженная концентрация внимания; недостаточное умение строить умозаключения; трудности в установлении причинно-следственных связей. Р.Е. Левина [2] А.В. Ястребова [6] и др. отмечали, что формирование личности детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с возрастной нормой связано с характером их дефекта. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений к окружающим, на понимании своего положения в обществе и выполнении своих обязанностей в нем.

В эмоционально-волевой сфере может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения; в социально-коммуникативной сфере - трудности в общении и взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Речевая недостаточность может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников в силу несформированности средств общения. У детей с нарушениями речи снижена потребность в общении с окружающими, низкий уровень речевой инициативы и переработки словесной информации. Естественным следствием нарушения общения является нарушение процесса развития игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Нарушается социально-личностное развитие. В итоге они не так хорошо и свободно адаптируются к сверстникам, страдает их самооценка, повышается уровень тревожности. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать завышенные требования со стороны родителей и педагогов, провоцирующие ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи, то может развиться неуверенность в себе. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Тревожность способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, которая направлена на других («Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня»), или выражающейся в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза» (такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен).

Такие дети дезадаптированы. Психика дошкольников старшего возраста с тяжелыми не готова к полноценному переходу к обучению как ведущей деятельности.

Дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи.

Цели психологической помощи — нормализация, по возможности, отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизация механизмов психической адаптации, а также профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза. [3]

При оказании психологической помощи детям основными задачами являются:

1) преодоление задержки в сенсорном, моторном, когнитивном развитии;

2) коррекция неадекватных методов воспитания — «терапия среды»;

3) воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических);

4) обучение способам психической саморегуляции, умению распознавать и воспроизводить отдельные эмоции, эмоциональные состояния, управлять ими;

5) формирование навыков адаптивного поведения в стрессовых ситуациях, обеспечивающих ребенку и окружающим наиболее благоприятную психологическую атмосферу;

6) составление рекомендаций для родителей и воспитателей по подготовке индивидуальных программ для детей с психологической дезадаптацией.

Таким образом, дети с нарушениями речи нуждаются в мероприятиях, направленных не только на коррекцию речи, но и коррекцию познавательных функций, личностных особенностей и развитие умений и навыков общения.

 

Литература:

 

1.Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , 1999.

2. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М.: Аркти, 2005.

3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова- М.: Академия, 2006

4. Пахальян В. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. Спб.: Питер, 2006.

5. Швалева Н.М. Основные детерминанты социально-психологической адаптации школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья / Швалева Н.М., Ганжа С.Ю. // Мир психологии. Вып. № 2. Москва: МПСУ, 2002.

 

 

 

 


Количество показов: 719
Дата создания: 16.09.2020 07:51:05
Дата изменения: 16.09.2020 07:51:05

Возврат к списку статей ->