Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



04.02.2021

Ребенок учится в 3 классе, читает медленно, с ошибками, не всегда понимает значения слов. Что делать? Обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию или пойти учиться в школу скорочтения?

Ефимова Г.А.,педагог-психолог

 

Чтение – это один из сложнейших для ребенка навыков. При этом чтение и письмо являются метаязыковыми компетенциями, обеспечивающими у обучающихся всех уровней образования усвоение учебных дисциплин и влияющими на дальнейшую социализацию. [1]

Качественное чтение в школе требуется от ребенка не только на уроках литературы, но и при чтении задач в учебнике математики, правил или упражнений в учебнике русского языка, текста учебника «Окружающий мир». Объем школьного материала по всем предметам обучения, домашних заданий рассчитан исходя из минимальных требований к скорости и качеству чтения. Чтение – это ключ к познанию, самое мощное средство развития интеллекта и личности. Если не получается чтение, крайне важно найти причину этого и устранить её. И чем раньше это произойдет, тем лучше.

К категории обучающихся, имеющих нарушения чтения, относятся обучающиеся, имеющие сохранный интеллект, слух, зрение и демонстрирующие в комплексе или изолированно стойкие нарушения технической и/или смысловой сторон чтения, что препятствует успешному освоению основной образовательной программы. [1]

В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества как правильность, беглость, сознательность (вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого) и выразительность. Нарушения чтения (в клинико-педагогической классификации - дислексия) могут проявляться в разной степени и быть обусловленными различными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью других высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности, а также носить смешанный характер. В отечественной логопедии симптомами дислексии служат замедленный темп чтения, не соответствующий программным требованиям способ чтения, наличие большого количества стойких ошибок чтения, нарушение понимания прочитанного.

Показателем нарушения способа чтения являются непродуктивные способы: побуквенное или позвуковое прочтение слов и отрывистое послоговое чтение, имеющее стойкий характер.

Нарушение скорости чтения диагностируется по замедленному темпу чтения, что проявляется в несоответствии программным нормативам.

Нарушение правильности чтения проявляется в большом количестве различных ошибок. Ошибки чтения могут быть связаны с расстройством пространственной ориентировки, зрительно – моторных координаций, недостаточной сформированностью зрительной памяти. [2]

Отсутствие выразительности чтения свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, недостаточном понимании читаемого, о механическом чтении.
            Эти нарушения не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей обязательное логопедическое воздействие. Ребенку требуется и психологическая помощь. Эта помощь должна быть направлена на снятие психологических барьеров, вызванных неудачами в чтении. Специальная организованная помощь может быть оказана на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). ПМПК принимает решение об ограниченных возможностях здоровья у ребенка. Это решение обязывает школу создать особые условия обучения ребенку.

Что родителям ждать от ПМПК?

Рекомендации ПМПК будут зависеть от характера нарушений:

1)для обучающихся, у которых нарушения чтения не обусловлены нарушениями устной речи. Они, как правило, не получают специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а также на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения чтения не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов.В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  данные обучающиеся, не имеющие выраженных отклонений в развитии и не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая может быть оказана им в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых они обучаются. Содержание психолого-педагогической работы с указанной категорией обучающихся определяется в зависимости от этиологии нарушения, степени его выраженности и ступени обучения и может носить пропедевтический либо коррекционный характер.

2) При наличии устойчивого нарушения чтения и письма, имеющего низкую динамику коррекции, необходимо интенсифицировать степень психолого-педагогического воздействия.

С этой целью на основании рекомендаций ПМПК обучение организовывается по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1, вариант 5.2) (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598).

Для обучающихся с нарушениями чтения и письма, включенных в коррекционную (логопедическую) работу, в зависимости от степени тяжести и характера нарушений организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой такие обучающиеся получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование, их образование может быть индивидуализировано с учетом:

снижения темпов и объема выполнения письменных заданий;

изменения способа выполнения заданий (замена чтения вслух и письменных работ устными;

использования вспомогательного дидактического материала (орфографических словарей, схем);

использования специально разработанной шкалы оценок;

проведения промежуточной аттестации с учетом характера и степени тяжести нарушения.

Дети с дислексией учатся в обычной школе и имеют право на занятия с логопедом и психологом. После уроков они занимаются со специалистами бесплатно, имеют право на дополнительное время на контрольных работах, получают аттестат об образовании наравне со всеми. Нет никаких ограничений в выборе профессии.

 

Для детей с ОВЗ (в том числе и с дислексией) законом предусмотрена возможность сдавать облегченный вариант итоговой аттестации. Родители вправе требовать оказания помощи в объеме, установленным законом.

 

Поможет ли обучение скорочтению справиться с проблемой?

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого.

Известный отечественный психолог и педагог-методист Т. Г. Егоров [3] выделил следующие ступени («стадии») формирования деятельности чтения:

1  этап - овладения звуко-буквенными обозначениями;

2 -  послоговое чтение;

3  - чтение словами, становление синтетических приемов чтения;

4  - этап «синтетического» («беглого», слитного) чтения (чтение предложениями).

В процессе чтения можно выделить 2 стороны:

-техническую (соотнесение зрительного образа с его произношением);

-смысловую, которая является основной целью процесса чтения.В настоящее время этот критерий считается более важным, чем даже сама скорость чтения. Большинство контрольных работ в школе направлены на контроль именно понимания текста. Чтение (как уже достаточно сформированная деятельность) всегда подчинено его основной задаче — пониманию письменного сообщения.

Единицей процесса чтения является слово, а не отдельные буквы (звуки); последние выполняют роль своего рода ориентиров при чтении. При формировании чтения у детей зрительное восприятие буквенных знаков - отдельно или в слове - обязательно сопровождается проговариванием вслух, т. е. переводом зрительного образа в его звуковой и кинестетический аналог. Точное, безошибочное восприятие - основное условие правильного понимания читаемого. Формирование навыков чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. [4]

Новое популярное направление помощи в обучении - школы скорочтения. Специалисты обещают развитие интеллекта, которое будет способствовать увеличению скорости чтения, работать с пониманием текста, читать словами. Вопрос о сферах применения быстрого чтения, времени начала, границах использования нельзя решать категорично, нужно, прежде всего, иметь в виду разумные пределы его применения в соответствии с возможностями конкретного ребенка.

Во-первых, все этапы овладения чтением ребенок должен проходить последовательно, но темп овладения зависит от возможностей каждого ребенка. Во-вторых, обучать скорочтению возможно только после овладения единицами процесса чтения – словом (синтетический этап) и затем-предложением (автоматизированный этап). Процесс автоматизации чтения длится несколько лет. Процесс этот индивидуален, подход к каждому ребенку, особенно с нарушением чтения, тоже должен быть индивидуален и требует нескольких лет регулярных упорных занятий. Единой методики, которая поможет ребёнку с нарушением чтения овладеть письмом и чтением в короткие сроки, не существует.

 

Список литературы.

 

1.Письмо Министерства просвещения РФ от 8 февраля 2019 года N ТС-421/07 «О направлении рекомендаций»

2.Алтухова Т. А. «Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи». https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000177077/

3.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. Высшая школа.

4.Егоров Т. Г.  Психология овладения навыком чтения. Москва. Акад. пед. наук РСФСР -1973


Количество показов: 583
Дата создания: 04.02.2021 14:07:38
Дата изменения: 04.02.2021 14:07:38

Возврат к списку статей ->