05.11.2014
Требования к сформированности навыка чтения. на вопрос отвечает Потапова И.А., учитель-дефектолог
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается, в целом, из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Показателями сформированности навыка чтения являются:
• Правильность, то есть безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста.
• Беглость, то есть такой темп чтения, который обеспечивает наилучшее понимание читаемого. • Сознательность, которая предполагает ту или иную степень понимания читаемого, в зависимости от этапа овладения чтением.
• Выразительность, то есть использование при чтении вслух интонационных средств для передачи смысла читаемого.
Хороший навык чтения является предпосылкой формирования многих других умений, необходимых для процесса чтения: прогнозирование дальнейшего содержания текста, определение ключевых мест текста, понимание основной мысли высказывания и т. п.
Требования к уровню сформированности навыка чтения по годам обучения
(требования в разных программах могут незначительно варьироваться)
1-й год обучения: Сознательное, правильное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста 25 – 30 слов в минуту.
2-й год обучения: Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонаций (темпа, тона), соответствующих содержанию читаемого. Темп чтения незнакомого текста 40 – 50 слов в минуту.
3-й год обучения: Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонаций (темпа, тона, логических ударений, пауз), соответствующих содержанию читаемого. Осознанное чтение про себя. Темп чтения незнакомого текста 65 – 75 слов в минуту.
4-й год обучения: Беглое, сознательное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения незнакомого текста 85 – 95 слов в минуту.
Количество показов: 2157
Дата создания: 05.11.2014 17:16:52
Дата изменения: 05.11.2014 17:16:52