ТПМПК. Страничка специалиста
Развиваем связную речь
Отставание в развитии устной речи детей выражается обычно в бедности словарного запаса и в неумении грамматически правильно связывать слова между собой. Если такое отставание не преодолеть, то все эти аграмматизмы благополучно перекочуют из устной речи в письменную. Ну на, самом деле, если ребёнок говорит УХИ, ДЕРЕВЫ, ЦЫПЛЁНКИ, МНОГО ЗЕРКАЛОВ, НА ДЕРЕВЬЕВ и т. п., то как он сможет грамотно писать? Поэтому необходимо обогащать словарный запас и усваивать грамматические нормы языка.
Обогащение словаря должно вестись постепенно по всем направлениям. Сначала необходимо заниматься расширением словаря предметов (имён существительных), затем действий (глаголов), потом признаков (прилагательных), после этого - наречий.
Работая над увеличением словаря предметов, лучше всего изучать слова по группам. Например, ребёнок должен хорошо ориентироваться в следующих категориях существительных: домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт и т. п.
Расширение глагольного словаря лучше всего тоже усваивается по группам: кто как передвигается? Кто что делает? Кто как голос подаёт?
Особое внимание следует обратить на образование новых глаголов с помощью приставок: ПРИХОДИТ, ВЫХОДИТ, ВХОДИТ, ОТХОДИТ, ОБХОДИТ, ПЕРЕХОДИТ, УХОДИТ, ПОДХОДИТ, и т. д. при этом не забывайте объяснять ребёнку значение слов с новыми приставками.
Расширять словарь прилагательных лучше всего путём подбора большого количества признаков к какому либо предмету.
Например: Лимон какой? – жёлтый, кислый, ароматный, овальный. Стол какой? – деревянный, большой, светлый, удобный.
Уделите достаточное внимание образованию новых слов по принципу: Стакан из стекла какой? - стеклянный. Платье из шёлка какое? – шёлковое. Каша из гречки какая? – гречневая.
Не забудьте про прилагательные, существительные и глаголы противоположным значением.
Для обогащения речи ребёнка наречиями важно при каждом удобном случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко или близко, высоко или низко. Что ходить мы можем быстро или медленно, разговаривать громко или тихо, делать работу плохо или хорошо и т. д.
При работе над грамматическим строем речи необходимо уделить внимание образованию множественного числа имён существительных. Сделать это можно, играя в игру «один – много». Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок – во множественном:
Стол – столыПлащ – плащи
Стул – стулья
Дерево – деревья
Ухо – уши
Важным разделом в работе над грамматическим строем речи является работа над согласованием существительных с числительными. Здесь тоже имеется в виду многообразие окончаний (игра «один, два, пять»):
Один дом – два дома – пять домов
Один заяц – два зайца – пять зайцевНе забудьте поработать над согласованием прилагательных с существительными:
Большая рекаБольшой ручей
Большое море
Большие моря
Необходимым разделом в совершенствовании грамматического строя речи является работа над правильным употреблением предлогов. Здесь прежде всего надо помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога. Тогда он сможет правильно употреблять их в своей речи. Изучение предлогов должно сопровождаться соответствующими картинками и играми на закрепление понимания значения предлогов. Во время игр просите ребёнка выполнять какие-либо действия, связанные с предлогами. Например:
Положи ручку на столПоложи ручку в стол
Положи ручку под стол
Положи ручку за книгу
Положи ручку около книги
Держи ручку над столом и т. д.
Все приведённые здесь и подобные им упражнения позволят ребёнку расширить свой словарный запас и не допускать аграмматизмов в устной и письменной речи.
Учитель-логопед Голомолзина Е.А.
Количество показов: 1
Дата создания: 20.11.2024 13:10:05
Дата изменения: 20.11.2024 13:10:05