ТПМПК. Страничка специалиста
Особенности психического развития учащихся с нарушением интеллекта.
Антропова Анна Сергеевна
учитель-дефектолог ТОПМПК
В последние годы в Российской Федерации на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования. Ряд международных документов, требования родителей и изменившееся отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья - всё это позволило расширить систему помощи детям с нарушением интеллекта. Одна из составляющих этой помощи - это осуществление интегрированного и инклюзивного образования, которое предполагает создание условий для обучения и воспитания таких детей в массовых образовательных учреждениях. Отсюда вытекает предположение, что любому педагогу массового образовательного учреждения необходимо знать не только предмет, который он преподаёт, но и иметь знания об особенностях психики, свойственных всем детям с нарушением интеллекта. Учащиеся данной категории характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех высших психических функций, что отчётливо обнаруживается при начале обучения в образовательных учреждениях.
Деятельность. Огромную роль в разработке проблемы деятельности сыграли Дульнев Г.М., Пинский Б.И. [4] и другие учёные – дефектологи. Установлено, что особенности личности детей с нарушением интеллекта обусловлены их деятельностью. Для таких детей (особенно учеников младших классов) характерна незрелость мотивационной сферы, кратковременные, слабо выраженные побуждения к деятельности. Прослеживается низкий уровень социальных потребностей. Ученики не всегда могут выполнить действия соответственно поставленной перед ними задаче. Выполняя задание, они не всегда могут понять и осмыслить его полностью, часто действуют сразу же, не разобравшись в задании и инструкции. Для таких учеников характерны: неправильная ориентировка в задании, неверное планирование выполнения задания, неадекватная оценка трудностей при выполнении работы, отсутствии критичности к полученным результатам. При встрече с трудностями во время выполнения заданий они упрощают задачу и пытаются решить задание более простыми им известными способами. В итоге они начинают опираться на упрощенные формы работы, что не способствует достижению первоначальной цели.
Внимание. В развитии внимания детей с нарушением интеллекта психологи и педагоги отмечают значительные отклонения. Изучением внимания в коррекционной психологии занимались Баскакова И.Л., Лиепень С.В., Петрова В.Г. [3] и др. Специалистами установлено, что у младших школьников доминирует непроизвольное внимание. Период наиболее оптимального проявления устойчивости внимания - 6-10 минут. Такой вид деятельности, как распределение внимания - малодоступен. При переключении внимания с одного объекта на другой учащиеся с нарушением интеллекта испытывают большие трудности. Большое количество различных видов деятельности быстро утомляет учащихся, следовательно, внимание непроизвольно переключается на другой объект, попавший в поле их деятельности.
Восприятие. Наиболее подробно изучали зрительное восприятие Соловьёв И. М.,[6] Петрова В.Г., Белякова И.В. Установлено, что зрительное восприятие учащихся с нарушением интеллекта замедленно. Им необходимо некоторое время даже для того, чтобы узнать знакомый объект. Отмечается низкая дифференцированность зрительного восприятия: неточное распознавание цветов и оттенков; объект воспринимают целиком, без особенности строения и частей. Ученики с нарушением интеллекта могут воспринимать небольшое количество предметов вокруг себя, что затрудняет знакомство с окружающим пространством. Характерна узость зрительного восприятия. Таким детям свойственны бедность и фрагментарность восприятия, низкая продуктивность процессов анализа и сравнения. Имеются нарушения пространственной ориентировки.
Память. Занков Л. В, [1] Дульнёв Г.М., Петрова В.Г., Белякова И.В. занимались исследованиями особенностей памяти умственно отсталых учащихся. Установлено, что у них мал объём кратковременной памяти (от нескольких секунд до нескольких минут), низка точность и прочность запоминания. Чем более абстрактным и сложным является материал, тем меньше его запоминают ученики. У детей с нарушением интеллекта обычно непреднамеренное запоминание, они запоминают только то, что привлекло их внимание, показалось интересным.
Речь. У всех умственно отсталых учащихся наблюдаются отклонения в речевом развитии. Лалаева Р.И., [2] Левина Р.Е., Орлова Л.И., Петрова В.Г., Белякова И.В. выделили недостатки фонетического строя речи. У детей небольшой как активный, так и пассивный словарный запас, недостаточно дифференцированы значения слов. В речи используют короткие простые предложения, часто неполные. В предложении часто встречаются нарушения предложно-падежных и синтаксических конструкций.
Чтение и письменная речь. При чтении умственно отсталые дети допускают ошибки: окончания не дочитывают, переставляют и пропускают буквы, заменяют одни слова другими (похожими по звучанию), при чтении голосом не выделяют знаки препинания и др. При чтении текста слабо улавливают смысл между его частями. Поэтому смысл прочитанного часто остается для них неясным. Письмо - более трудный процесс, чем чтение. Умственно отсталым детям трудно понять сущность процесса письма, т.к. письмо требует чёткого отграничения друг от друга сходных фонем, прочного запоминания графики букв и воспроизведение их в нужной последовательности. Ученики долго не осознают соотношение букв и слова, не представляют себе, что буквы нужны для написания слов, которые может прочитать любой грамотный человек. Списывание является наиболее лёгким видом письма. Но и при списывании встречаются ошибки, характер которых с годами обучения меняется. От младших к старшим классам резко сокращается число графических ошибок и увеличивается численность орфографических погрешностей, что обусловлено несформированностью навыков самоконтроля, несовершенством процесса чтения и недостаточным умением школьников соотносить проговаривание слова с записью.
Мышление. Для детей с нарушением интеллекта характерны стереотипность и тугоподвижность мышления. Они затрудняются применить полученные знания в новых условиях, следовательно, не могут правильно выполнить задание. Анализ воспринимаемого предмета отличается бедностью и фрагментарностью. У таких детей обнаруживается неупорядоченность, бессистемность анализа, непоследовательное называние частей предмета, без выделения главных, существенных элементов. Следствием неполного бессистемного анализа является неадекватный синтез. Последовательно сопоставлять и выделять равноценные признаки сравниваемых предметов дети с нарушением интеллекта не могут. Как правило, они верно соотносят 1 - 2 признака, а затем сбиваются с заданной цели и соотносят признаки неверно. Следовательно, это приводит к тому, что они не могут правильно определить сходные и несходные предметы. Ученики могут производить простейшие ситуационные обобщения, опираясь на заученные ими ситуации. Часто их обобщения бывают или необоснованно широкими, или узкими. На малознакомом материале самостоятельно обобщение осуществить не могут. У детей с нарушением интеллекта недостаточно развита критичность мышления: редко возникают сомнения, они довольны достигнутыми успехами, не выражают желания самостоятельно улучшить их. Психологи Шиф Ж.И., Соловьёв И.И., Петрова В.Г., [3] Стаденко Н.М., и др. доказали, что под воздействием специально организованного коррекционного обучения у умственно отсталых школьников отмечается положительная динамика в развитии мышления.
Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанным, преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики склонны к противоположным, без оттенков, эмоциям, которые являются поверхностными, неустойчивыми, подверженными быстрым, резким изменениям. Учащиеся с нарушением интеллекта слабо контролируют проявления эмоций, зачастую и не пытаются это делать. Сведения, характеризующие эмоциональную сферу учащихся, получены в результате исследований Боряковой Н. Ю., Головиной Т. Н., Соловьёва И.М. Рубинштейн С. Я., [5] и др. Учёные отмечают слабое развитие волевых процессов. Такие дети безынициативны, не могут самостоятельно направлять свою деятельность, подчинить её определенной цели; столкнувшись с препятствиями, возникающими по ходу работы, не могут самостоятельно их решить. Детям свойственны: неадекватное восприятие ситуаций, необдуманные действия, легкая внушаемость и управляемость со стороны другого человека. Самооценка и уровень притязаний у учащихся часто не вполне адекватны, чаще они переоценивают свои возможности. Ученики уверены, что хорошо ориентируются в любой ситуации, им посильны различные, подчас довольно сложные задания.
Таким образом, знание особенностей психики учащихся с нарушением интеллекта необходимо для эффективной работы педагога, для понимания причин, обуславливающих успехи и трудности в обучении, для поиска оптимальных способов и приёмов педагогического воздействия.
- Занков Л.В. Память школьника, ее психология и педагогика: Пособие для учителей.— М.: Учпедгиз, 1944.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Изд-во ВЛАДОС, 1998
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)
- Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы/ Науч. исслед. ин- т дефектологии Акад. пед. наук СССР. –– М.: Педагогика, 1985.-128с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1996
- Соловьев И. М. (ред.). Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Изд-во АПН РСФСР, 1953.
Количество показов: 2841
Дата создания: 17.02.2015 07:18:07
Дата изменения: 17.02.2015 07:18:07