Тимофеева Т.Л., учитель-дефектолог ТОПМПК высшей категории, Почётный работник общего образования РФ
Одно из направлений деятельности психолого- медико- педагогической комиссии - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня мы предлагаем консультацию для родителей по оказанию помощи детям с трудностями в обучении при выполнении домашних заданий.
Неуспевающие школьники больше других детей нуждаются в такой помощи. Большинство родителей «трудных» учеников весьма низко оценивают их способности и демонстрируют это негативными отзывами. Для помощи родителям предлагаем использовать следующие рекомендации.
1. Атмосфера при выполнении домашних заданий должна отличаться от школьной.
Так, если ребёнок устал сидеть, он может встать и подвигаться. Родителям стоит исключить из своей речи негативные оценочные высказывания. («пишешь, как курица лапой»). Такие фразы не стимулируют умственную деятельность ребёнка, зато значительно ухудшают его эмоциональное состояние.
2. Родители должны выполнять домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.
Стоит периодически подчёркивать, что ответственность за качество выполненной работы в любом случае остаётся на ученике, а не на взрослых. Дома можно выяснить то, о чём не удалось выяснить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
3. Необходимо ограничить время на приготовление уроков в целом и время совместной работы со взрослым.
Например, можно договориться с ребёнком, что он постарается выполнить домашнее задание до начала любимой телепередачи, но родители будут присутствовать только во время чтения и записи условия задачи, пересказа текста или проверки упражнения по русскому языку. Такое распределение функций позволяет приучить ребёнка к самостоятельной работе и самоконтролю.
4. Если ребёнок сделал ошибку, взрослый должен помочь найти её и исправить.
В некоторых случаях стоит воспользоваться таким приёмом, как формулировка аналогичной мини-задачи. Например, если ребёнок при сложении 27 и 15 получает 32, можно спросить его, сколько будет 17 и 15? Получив ответ 32, ребёнок наталкивается на противоречие, которое приводит его к обнаружению ошибки.
5. Выполняя домашнее задание с ребёнком, следует придерживаться удобного для него темпа.
Необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные особенности школьника. Родители должны, исходя из этого, определять количество и длительность перерывов.
6. Не следует ставить перед ребёнком несколько разноплановых задач одновременно.
Например, требуя сидеть прямо, писать красиво, думать быстро, родитель добивается противоположного результата. Ребёнок отвлекается на многочисленные замечания и ему трудно вновь сосредоточиться. Взрослый должен выделить главную задачу в данный момент, а остальные требования предъявлять после её выполнения.
Школьная неуспеваемость нередко становится причиной ухудшения отношений родителей и детей, приводя взрослых к разочарованию, потере веры в возможности своего ребёнка и его успешное будущее. Надеемся, что совместное выполнение рекомендаций специалистов позволят восстановить благоприятный психологический климат в семье.