Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



16.09.2015

"Если ребенок не хочет читать"

Ефимова Г.А., педагог-психолог

Читать   сегодня обучены все, однако снижение ценности чтения для современного ребенка является неоспоримым  фактом.  Может, дети стали менее любопытны?  Конечно, нет.  Во-первых, дети читают  электронные тексты всевозможных форматов и  общий объем прочитанного   не меньше, чем в старые времена. Во-вторых, сетевые технологии  предполагают не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство (некогда читать, нужно еще самому написать  текст.) В-третьих, в советское время книги служили единственным источником реализации потребности в определенных эмоциях, в определенных переживаниях, в определенной информации, можно сказать, чтение становилось навязанным выбором.        Эпоха индустриализации и покорения природы закончилась. Началась новая эпоха, где любые знания, любая  информация доступны на любом электронном носителе.  Сегодня есть возможность предоставлять детям разные варианты развития: музыка, живопись, театр, кино;  чтение – это естественный свободный процесс, а не единственный доступный способ убить время, тем более что чтение – развлечение относительно трудоемкое.

      Чтобы чтение оказалось плодотворным, читатель должен сам потрудиться, и от этого труда его не мо­жет освободить никакое чудо. Кроме труда, необходи­мого для простого воспроизведения последовательности фраз и слов, из которых состоит произведение, читатель должен затратить особый, сложный и притом действи­тельно творческий труд. Содержание худо­жественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из одного  кувшина в другой, — из произведе­ния в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоз­дается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, опре­деляемым умственной, душевной, духовной деятель­ностью читателя. [1]

      Отсюда следует, что творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит не только от состоя­ния и достояния читателя в тот момент, когда он при­ступает к чтению вещи, но и от всей духовной биогра­фии меня, читателя. Он зависит от всего моего чита­тельского прошлого: от того, какие произведения, каких авторов, в каком контексте событий личной и общественной жизни я читал в прошлом.   Он зависит не только от того, какие литературные произведения я читал, но и от того, какие музыкальные произведения я знаю, какие я видел картины, статуи, здания, а так­же от того, с какой степенью внимания, интереса и по­нимания я их слушал и рассматривал. Поэтому два читателя перед одним и тем же произведением — все равно что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота .[1]

 

 

 

Родительские  ошибки

 

1.Принудительное  чтение

 

Если     хотите,  чтобы  ребенок  ненавидел чтение и книги, переходите сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Принудительное, все усложняющееся и все менее понятное ребенку чтение – особый вид психологического   насилия над ребенком.

 

2. О  списках  на лето

 

Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению – введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать. Списки чтения на лето у 90% детей вызывают отторжение. Заставлять-бесполезно, а вот договориться можно.  В течение  учебного года большая загруженность и на чтение не всегда остаётся время. Днем пусть читает сам, вечером - родители. Как выход - частично чтение можно заменить прослушиванием аудиорассказов, но это тоже не чтение, использовать данную методику возможно только с одной целью: чтобы заинтересовать. 

 

3.Чтение  без цели

 

Определитесь, зачем и для чего Вашему  ребенку  вообще читать и обсудите с ним это:  уйти от реальности, забыться, расслабиться, отдохнуть, убить время или  стараться полученную информацию из книг сразу применить на практике для достижения своих целей и успеха.

 

4.Если ребенок не видит книгу в руках родителей – будет ли он читающим?

 

Удивляют люди, которые не читают сами, но при этом почему-то  ждут, что их дети вырастут читателями: ребенок, который не видит родителей с книгой, скорее всего, читать не будет.  В прошлом веке говорили, что книга-лучший подарок.  Верный путь к чтению-книга, переданная из рук в руки. Дайте то, что вы прочитали сами. Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются». Вот именно такую книгу нужно помочь найти своему ребенку.  Книга, переданная с особым настроением, посылом, с энергетикой может изменить жизнь…

 

5.Может ли компьютер заменить чтение?

 

Виртуальный мир  дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых  не удастся вмешаться, но помогает  распознавать прекрасное, получать наслаждение от постижения мудрости, юмора, доброжелательства, предостережений, любви к людям и отвращения к несправедливости.

 

6. Ребенок не читает - это катастрофа ?

 

Чтение как средство общения и социальная связь теряет свою значимость.  Растет новое поколение, которое находит другие способы и общения, и времяпрепровождения.   И сейчас, когда есть возможность предоставлять детям разные варианты развития, нужно дать им шанс сделать свой выбор ‒ а после этот выбор поддерживать и уважать:  если  ребенок читает – это, конечно, прекрасно, но если ребенок больше любит слушать музыку, то это тоже хорошо.

Может, это  психологические особенности вашего ребенка, нежели проблема:  чтобы полюбить  чтение, нужна некоторая интроверсия характера. Те, кто спокойнее, обращен к своему внутреннему миру, не любит шумных игр в компаниях своих сверстников, сами тянутся за книгой – с такими детьми в прошлом веке возникала  другая трудность:  их было  невозможно оторвать от чтения.  Меняется  время, меняются проблемы

8 . А что делать родителям?

 

 Капля за каплей приучать ребенка к мысли, что чтение это что-то замечательное, важное и нужное,  интересное. Это  и чтение  вслух, и пересказ прочитанного, и  совместное вечернее чтение. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей. Часть стимулов к развитию ребенок  черпает из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется интересным именно в их исполнении.  Можно  отправиться всей семьей в книжный магазин, чтобы каждый из членов семьи выбрал для себя произведение по своему вкусу; можно подписать ребенка на какой-нибудь журнал: цветоводство, футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга. Неважно, что начнет читать ребенок, главное, чтобы его к этому что-либо побудило. Свобода – одна из главных возможностей чтения. В дальнейшем, когда любовь к литературе затеплится в его сердце, ребенок  познакомится и с классическими произведениями.

 

            Литература

1.Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Издательство «Искусство», 1968

2.Бим-Бад Б. М. К дидактике художественной литературы. Теоретическая модель.

3.http://www.pravmir.ru/ekstraverty-i-introverty-kak-ponyat/ Е. Бурмистрова. Экстраверты и интроверты: как понять?

4. http://www.guidelife.ru/life.php?AIS=41085. Информационно-познавательный журнал. Что делать, если ребенок не хочет читать?

 


Количество показов: 2341
Дата создания: 16.09.2015 07:12:51
Дата изменения: 16.09.2015 07:12:51

Возврат к списку статей ->