Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



15.04.2012

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в условиях ТОПМПК

Тимофеева Т.Л.
учитель-дефектолог ТОПМПК

 В «Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-51-513/16) определены виды (направления) по психолого-педагогическому сопровождению, которые соответствуют основным направлениям деятельности ТОПМПК (приказ министерства общего и профессионального образования Свердловской области №292-И от 27.06.2011): диагностическое обследование, консультативная помощь, информационно-просветительская работа, взаимодействие с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМП-консилиумами образовательных учреждений.

 В 2010 – 2011 учебном году специалистами Сухоложской ТОПМПК был обследован 551 ребёнок, из них 48 детей (8,7%) составляют дети, имеющие статус «ребёнок - инвалид», все они охвачены разными направлениями психолого – педагогического сопровождения, в системе ведётся отслеживание выполнения рекомендаций, данных по результатам обследования этих детей.

Количество обследованных детей по группам

До 3 лет

от 3 до 7 лет

от 7 до 11 лет

до 18 лет

всего

Из них инвалидов

Всего детей

Из них инвалидов

Всего детей

Из них инвалидов

Всего детей

Из них инвалидов

Всего детей

Из них инвалидов



1

0

110

8 (7,2%)

305

31 (10,1%)

135

9 (0,7 %)

551

48 (8,7%)

  Так как эти дети проживают на 10 территориях Свердловской области, сопровождение носит элементы дистанционных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (взаимодействии на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Дистанционные образовательные технологии состоят из 3 основных компонентов: кейс-технологий (набор учебно – методических комплексов), сетевых технологий (использование программного средства, установленного на сервере, которое позволяет проводить обучение и проверку знаний в сети Интернет, эту форму можно использовать как дополнительные средства для традиционных форм обучения) и телевизионных технологий (основана на использовании телевизионных лекций). В своей работе мы используем кейс-технологии, т.е. подбираем учебно-методические комплексы, куда входят лекции, методические указания к практическим заданиям и занятиям в печатном виде, на компакт-дисках. В основном они предназначены для работы педагогов. Так же в своей работе мы частично применяем сетевые технологии, участие в вебинарах, используя возможности Интернета.

 В настоящее время использование дистанционных технологий применяется в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения опорно-двигательного аппарата или соматические заболевания при условии сохранного интеллекта. Дети-инвалиды, сопровождаемые специалистами нашей ПМПК, часто имеют интеллектуальные нарушения – умственную отсталость лёгкой, умеренной, тяжёлой степени. Часть этих детей обучаются интегрировано в образовательных учреждениях, другие же по решению КЭК получают образовательные услуги на дому. С учётом неоднородности и большого разброса индивидуальных особенностей, очень важно определиться в тактике педагогических действий, в содержании взаимодействия и сотрудничества взрослых и ребёнка-инвалида. После определения рекомендаций, на протяжении школьного обучения ребёнка, мы отслеживаем выполнение рекомендаций через запросы в органы Управления образованием территорий и государственных образовательных учреждений.

 Одно из направлений деятельности ТОПМПК - оказание помощи в разработке программ индивидуального сопровождения. Такие программы разрабатываются с целью оказания помощи конкретному ребёнку в решении проблем различного характера.

 В 2010 - 2011 году в 1 классе коррекционной школы обучались по программе для детей с умственной отсталостью школьницы Анна и Ирина. Остальные дети в классе занимались по программе для детей с задержкой психического развития. Эти интегрированные дети оказались в ситуации, которая требовала необходимости педагогического сопровождения, обеспечивающего получение индивидуальной коррекционно-развивающей помощи. Для них были разработаны и апробированы комплексные программы сопровождения специалистов, которые реализовывались в течение учебного года, проводился мониторинг усвоения этих программ. Результаты свидетельствуют, что такие программы могут быть реализованы на индивидуальных или на подгрупповых (не более 2 человек) занятиях. Проблема интеграции детей с умственной отсталостью в общий класс, где все остальные занимаются по программе для детей с задержкой психического развития, остаётся нерешённой. По результатам мониторинга в 2010-2011 учебном году 86 обучающимся (15,6% из 551) было рекомендовано обучение по программе для детей с умственной отсталостью, но большинство из них продолжают обучение интегрировано в общеобразовательных классах.

 В 2010 году по достижению ребёнком школьного возраста в ПМПК обратилась семья Акуловых, проживающая в одном из сёл нашего района. Ребёнок прошёл обследование и получил рекомендацию обучаться по программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, заниматься с учителем-логопедом (у ребёнка ОНР 1 уровня), учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Клинико-экспертной комиссией была рекомендована форма индивидуального обучения на дому. В образовательном учреждении возникли проблемы по организации и реализации образования ребёнка – инвалида. Педагог школы обратилась за помощью в комиссию. Специалистом ТОПМПК совместно с учителем, логопедом и психологом школы был разработан образовательный маршрут, скорректированы образовательные программы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и уровнем его актуального развития, определено направление работы с семьёй.

В течение учебного года этому ребёнку оказывалась педагогическая помощь на трёх уровнях:

  1.    помощь со стороны ближайшего окружения (родители, родственники),
  2.    учителей и специалистов образовательного учреждения,
  3.    учителя-дефектолога ТОПМПК.

 В процессе реализации этой комплексной программы проводился мониторинг усвоения учебно-развивающего материала. Мной проводилось преимущественно консультативное сопровождение педагогов и родителей, которое включало:

  1.    анализ проблем ученика, его возможностей для решения проблемы;
  2.    планирование совместно с педагогом индивидуальной образовательной программы обучающегося в соответствии с его уровнем актуального развития;
  3.    мониторинг результатов эффективности усвоения индивидуальной программы, её корректировка;
  4.    анализ результатов достижений ребёнка за учебный год.

 В феврале этого года в комиссию обратилась мама Арсения, ребёнка 4 лет, имеющего инвалидность в связи со зрительной патологией. В течение 3 месяцев этой семье оказывалась помощь учителя-дефектолога. Она заключалась в реализации индивидуальной программы сопровождения по развитию зрительного восприятия, построенной на основе пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе «Развитие восприятия у ребёнка» (Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.). Еженедельно с ребёнком проводились коррекционно-развивающие занятия по программе, а с мамой ребёнка – практическое консультирование по применению специальных приёмов и методов обучения и развития зрительного восприятия. В 2010 – 2011 году мной были пройдены курсы в Центре «Ресурс» по практико-ориентированным технологиям обучения детей с нарушениями зрения, и, благодаря знаниям и умениям, там приобретённым, данная работа по сопровождению имела положительный результат.

 В рамках сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и проживающих в отдалённых территориях, с родителями (законными представителями) заключаются договоры на психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение, где оговариваются периодичность консультаций, коррекционных занятий, направления в работе и ответственные.

 Ребёнок-инвалид, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние. Поэтому одним из важных направлений сопровождения детей-инвалидов является информационно-просветительская работа с родителями. Данное направление реализуется специалистами ТОПМПК через проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, круглых столов, участие в родительских собраниях.

 При работе по сопровождению мы столкнулись со следующей проблемой. В различных территориях встречаются родители детей – инвалидов, которые не знают, что ребёнок может обучаться и куда обратиться по данному вопросу. Так, в г. Асбесте к нам в комиссию обратилась специалист по социальной работе, оказывающая услуги семье ребёнка – инвалида. (Ему на момент обследования было 11 лет, ребёнок сам не ходил, не говорил, обращённую речь понимал частично, у него не сформированы навыки самообслуживания). Семья ребёнка даже не знала, что имеет право на получение образовательных услуг. И в других территориях встречаются такие ситуации, где специалистами комиссии оказывается консультативная помощь по правовой защите семей, имеющих детей – инвалидов.

 Сложности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, порой настолько серьезны, что для многих из них становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации становятся основополагающими в жизни этих людей с рождения. Специалисты Сухоложской ТОПМПК в рамках сопровождения оказывают помощь семьям с детьми – инвалидами, педагогам, обучающих таких детей.

 По мере создания технических условий для дистанционного образования детей – инвалидов, на наш взгляд, в этой системе свою важную функцию сопровождения должна выполнять ТОПМПК. Основными направлениями деятельности мы видим:

  • Изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, включая МПК-обследование, содействие в оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;
  • Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучения ребёнка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребёнка, отслеживать динамику его развития в процессе дистанционного образования, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребёнка;
  • Разработка и осуществление программы взаимодействия работы с семьёй, обязательное включение родителей в процесс обучения ребёнка – инвалида;
  • Интеграция деятельности всех специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей-инвалидов.

 При таких условиях в центре дистанционного образования оказываются не содержание учебного материала, предметы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, его дальнейшее развитие и социальная адаптация.

 В принятых Правительством Российской Федерации документах отмечается, что дети с ограниченными возможностями должны обеспечиваться квалифицированным психолого-педагогическим сопровождением. Построение эффективной системы сопровождения позволяет нам решать проблемы развития и восстановления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, обратившихся в ТОПМПК.



Количество показов: 3377
Дата создания: 15.04.2012 15:00:28
Дата изменения: 05.02.2015 13:44:40

Возврат к списку статей ->