Ответ: Понятие введено Л. С. Выготским.
Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности опыта, приобретенного в процессе образования и воспитания.
А. К. Маркова выделила основные показатели уровня актуального развития: обученность, развитость и воспитанность.
Обученность. Каждый ученик владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью.
Обученность включает:
- имеющийся у ребенка к сегодняшнему дню, запас знаний;
- сложившиеся учебные действия, умения и навыки (умения учиться).
Развитость. Каждый учащийся к сегодняшнему моменту имеет тот или иной уровень развития (развитость). Развитость - это действование в уме, действование с абстрактными отношениями, познавательная инициатива и т. д. У обучающегося может быть высокий уровень развития (у него хорошие способности), но низкая обученность; и, напротив, у ребенка может быть низкий уровень развития, не очень хорошие способности, но он натренирован, обучен.
Определение развитости у школьника включает:
- оперирование ключевыми понятиями, принципами, законами в данном учебном предмете;
- познавательную инициативу как выход за пределы заданного;
- самостоятельное обнаружение новых закономерностей и скрытых возможностей задачи (продуктивное мышление, креативность);
- рефлексию как осознанность деятельности;
- произвольность и преднамеренную организацию познавательной деятельности.
Воспитанность. Стержнем воспитанности, по мнению А.К. Марковой, является согласованность трех компонентов:
- нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе);
- нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов - то, что из нравственных знаний принято воспитанником для себя как эталон;
- нравственных поступков и нравственного поведения.
Показателями воспитанности являются:
- широкий запас нравственных знаний, усваиваемых на осознанном уровне;
- понимание окружающих;
- нравственные убеждения;
- мотивы и цели, проявляющиеся в интересе к различным способам деятельности, в добровольном выполнении необязательных учебных заданий, в "сильном" целеполагании - доведении до конца монотонной деятельности, помехоустойчивости, отсутствии разрушения учебной деятельности в случае затруднений, ошибок; реальные повторяющиеся нравственные поступки школьника в учении.
В практике педагогики и психологии принято разделять развитие ребенка на возрастные периоды (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже).
Каждому возрастному периоду соответствует свой определенный вид деятельности, уровень сформированности мыслительных операций, внимания, памяти, восприятия, учебных умений и навыков, объем знаний и представлений об окружающем мире, социальный опыт. На основе этих показателей и делается вывод о соответствии (или несоответствии) актуального развития ребенка условно возрастным возможностям.
Возрастные возможности интеллектуального развития ребенка широко описаны в трудах по педагогике и психологии. Уровень школьной подготовки определяется государственным образовательным стандартом.
Литература:
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., I960.
2. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н. А. Белопольская. М., 2000
3. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
4. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьников в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва, 2005.
6. http://www.alleng.ru