Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



22.01.2018

Несправедливая отметка: ожидания и реальность Г.А.Ефимова, педагог-психолог

В процессе консультирования родителей, которое проводится по результатам обследования детей на психолого-медико-педагогической комиссии, можно нередко услышать сетования , что учителя ставят ребенку отметки необъективно: одни родители утверждают, что к ребенку придираются, занижают отметки, другие доказывают, что отметки завышали, поэтому ребенок не может адекватно оценивать свои знания, не старается, ленится, а иногда и не учится – все равно тройку поставят.

Отметка – это количественное выражение оценки. Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах, или так называемых баллах. Оценка школьника — это процесс оценивания, осуществляемый учителем. К оценке предъявляются такие педагогические требования как систематичность, объективность, педагогический такт учителя, индивидуальный подход. Оценить — значит установить качество умений и способностей школьника. Особенно остро вопрос об оценивании знаний детей встает перед родителями во втором классе, когда педагог начинает выставлять отметки в журнал и дневник. Безотметочное обучение в 1 классе было введено для того, чтобы минимизировать трудности процесса адаптации детей к новым условиям жизни в школе. Во втором классе отметки становятся обязательными, и для родителей является большим открытием невысокие достижения детей. Многие родители готовили своих детей к школе: учили читать, водили на дополнительные платные занятия, а отметки не оправдывают родительские ожидания.

Действительно, факты завышения и занижения отметок, выставляемых на уроках, иногда встречаются. Необъективная оценка не является стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успешность: завышение отметок приводит к снижению уровня подготовки учащихся, занижение отметок вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности. Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. У ребенка появляется тревожность, происходит искажение учебной мотивации – «учу урок для того, чтобы получить 5». В первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку. Пятерка вовсе не означает, что «я хорошо пишу», а значит, «я хороший, меня любят», а двойка – наоборот: «меня не любят». Великие педагоги: Коменский, Песталоцци, Локк, Руссо, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский - об отметках практически ничего не говорят. Может быть, они видели зло в отметках, и поэтому, не зная, как с этим бороться, не касались этой темы. Учитель Шалва Александрович Амонашвили, создатель гуманной педагогики, более полувека назад отказался от системы отметок в школе.

В современной школе оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами, требованиями Основной образовательной программы (в соответствии с уровнем) образовательной организации, в которой обучается ребенок. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Уровень субъективности выставления отметок резко сокращается, если в образовательной организации в соответствии с установленной Законом компетенцией:
- в Уставе отражены вопросы оценки и контроля качества образования;
- разработана внутришкольная система оценки качества образования;
- определена система оценки знаний обучающихся: пятибалльная или какая - либо другая (при наличии системы оценивания отличной от пятибалльной должна быть шкала перевода);
- разработаны и приняты локальные акты, согласно которым выставляются текущие отметки, отметки за четверть, полугодие, год и в которых содержится подробная инструкция по выставлению этих отметок (как правило, в них прописываются критерии выставления отметок от единицы до пятерки за устные ответы, письменные, творческие работы, порядок выставления отметок за контрольные работы, условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке); 
- принято Положение о промежуточной аттестации, в котором указаны порядок и формы её проведения, подготовки проверочных материалов, критерии выставления отметок, состав и полномочия комиссии для повторной аттестации, содержатся указания на порядок пересмотра отметок и др.

Локальные акты организации должны быть размещены на школьном сайте, а родители с ними должны быть ознакомлены. Кроме этого, учителя должны разъяснить родителям особенности оценки знаний обучающихся по своему предмету.
Отсутствие таких документов и разъяснений учителей позволяет учителям поступать по своему усмотрению, и, конечно, вызывает у родителей сомнения в объективности школьной отметки.

Родителям, в свою очередь, следует обратить внимание, что Законом (статьи 43, 58) определено, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, а в случае возникновения академической задолженности обязаны ликвидировать её.
Согласно Закону родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право защищать права и законные интересы обучающихся, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон не только обязывает, но и защищает права учителей и родителей.

Если у родителей возникают сомнения в объективности оценки знаний ребенка, то они могут воспользоваться предоставленными им Законом (статья 45) правами и обжаловать отметку. Для этого надо:

1. Ознакомиться с локальными актами школы о системе оценивания и определить, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям. Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра отметок – воспользоваться процедурой, которая предусмотрена в нем.

2. Побеседовать с учителем и заслушать его аргументацию.

3. Если действия педагога не соответствуют требованиям локальных актов школы о выставлении отметок либо в локальных актах этот случай не предусмотрен, но родители убеждены, что учитель был не прав, написать заявление (жалобу) на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в которой высказать просьбу о пересмотре отметки с изложением собственных аргументов. Решение Комиссии обязательно для всех участников образовательных отношений.

4. Также родители могут воспользоваться и иными не запрещенными законодательством РФ способами защиты прав и законных интересов обучающихся. Например, обратиться в органы управления организацией, суд.

Нужно ли ругать детей за низкую успеваемость?

Понятно, что родители хотят, чтобы их ребёнок был лучшим, а если этого не случается, взрослые начинают его стыдить. Им кажется, что таким образом они оказывают поддержку, мотивируют на успех. Но на самом деле они постоянно обесценивают ребенка, повышают уровень тревожности, снижают самооценку. Любая оценка является внешней мотивацией, желание получить положительную оценку (и избежать отрицательной) постепенно становится главенствующим и часто перекрывает все остальные мотивации. Подлинная же мотивация – внутренняя, мотивация достижения, личный интерес – желание самовыражения. Конфликтуя с ребенком, не надо забывать, что главное - не родительские амбиции, а благополучие и здоровье, понимание и поддержка.

Ефимова Г.А.,

педагог-психолог


Количество показов: 1091
Дата создания: 22.01.2018 13:23:27
Дата изменения: 22.01.2018 13:23:27

Возврат к списку статей ->