Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



25.09.2014

Графические навыки. Информацию подготовила Г.А. Ефимова, педагог-психолог

     Электронный текст, конечно, красивее, современнее, грамотнее, технологичнее, проще в исполнении. Лев Толстой в своей «Азбуке» писал, что не надо так строго спрашивать с учеников каллиграфию - буквы могут быть и без наклона, скорописные и печатные. Главное великому писателю виделось не в руке, а в голове. 
   Об ученике многое может сказать его почерк, ведь каллиграфия тесно связана с мыслительными возможностями школьника, его характером. 
    Общепризнано, что уроки обучения письму считаются в начальной школе самыми трудными. Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой -как двигательное. Любой навык формируется путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения, а по мере выработки автоматизированности это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительскую) функцию письма и письменной речи в целом. 
      Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки (разделения) и перекодирование (перевод) звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). А каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо». Когда ребенок автоматизирует графический навык, то есть процесс воспроизведения букв и слов на бумаге будет совершаться быстро, качественно и легко, без особого умственного и физического напряжения, тогда ребенок может сосредоточить свое внимание на других аспектах письма: формирование орфографического и синтаксического действий, умений правильно и точно выражать свои мысли. 
     Зрительно-двигательный образ буквы – цель, которую должен достичь ребенок. Сколько преград встречается у него на пути! Неустойчивое внимание, нарушение фонематического восприятия (не может выделить звук, а его нужно перевести в букву), трудности с формированием мелкой моторики, чисто технически важно на этом этапе научиться (и учить этому нужно специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву – все это утомительно, трудно, результат отсрочен… Сколько усердия необходимо, чтобы преодолеть все преграды, не разочароваться в первых неудачах, не бросить это «странное занятие», а продвигаться вперед сначала вместе терпеливым взрослым (именно терпеливым)…Так формируется характер, мотивация преодоления трудностей. Безруких М.М. считает, что письмо, как и чтение, обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. 
    Сегодня исследования с использованием современных средств, таких как, например, магнитно-резонансная томография, демонстрируют, что рукописное письмо — куда более чем просто средство коммуникации. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику. Другие исследования подчеркивают особую связь рук и головного мозга, когда речь заходит о построении умозаключений и самой деятельности мыслительных процессов. Профессор психологии и педагогики Вашингтонского университета Виргиния Бернингер объясняет самую разницу между рукописным письмом и набором текста на клавиатуре. По её мнению, рукописный текст требует выполнения последовательных движений, чтобы написать букву, в то время как набор на клавиатуре предполагает выбор уже готовой буквы путём нажатия на клавишу. Она утверждает, что снимки головного мозга наглядно показывают, как при последовательной работе пальцев активируются отделы, отвечающие за мышление, речь, память, т. е. система временного хранения и обработки информации. Одно из её последних исследований показывает, что ученики второго, четвёртого и шестого классов в своих сочинениях используют больше слов, пишут быстрее и выражают лучше свои мысли, если пишут от руки, чем когда печатают на клавиатуре. Не только детям это полезно. По мнению учёных, взрослые, изучающие новые для них знаки или символы, китайские иероглифы, например,распознают их лучше, когда пишут от руки. По мнению некоторых врачей, уже просто писать от руки является полезным упражнением для детей, которое позволяет развивать внимание в процессе взросления. 
Литература 
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002 
Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный институт 2009 
Горбатова Е.В. Готовим руку к письму (учебно-методический комплекс) М.: Белый ветер, 2005 Каллиграфия и развитие функций головного мозга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.calligraphy-union.ru/Rus/NewsOfCalligraphy/290.aspx

Количество показов: 1869
Дата создания: 21.10.2014 11:02:19
Дата изменения: 21.10.2014 11:02:19

Возврат к списку статей ->