Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



03.12.2012

Оптико-пространственные отношения

Потапова Ирина Александровна

учитель-дефектолог, 1КК

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений выявляется при поступлении детей в первый класс. Такие дети не умеют ориентироваться на листе бумаги, путают понятия право – лево, направления снизу вверх и сверху вниз, затрудняются в понимании предлогов (после, до, перед, между, за), слов пространственно-временного значения (завтра, вчера, вблизи, вдали), видо-временных форм глагола (решил – решал), сложных предложений, конструкций типа весна перед летом, при пересказе текста не могут сказать, какое событие произошло раньше, какое позже.

Работа по формированию пространственно-временных представлений состоит из 7 этапов.

Подготовительный этап

Фиксируется внимание ребёнка на ощущениях напряжения и расслабления мышц. Задания: руки сжать в кулаки – расслабить, упереться пятками в пол – расслабить и т.д.

Затем следует выполнение простых упражнений, сначала по показу педагога, а позже по словесной инструкции.

1 этап. Формирование представлений о собственном лице и теле

Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам; выше всего (лоб),

ниже всего (подбородок),

выше чем,

ниже чем.

Вводятся предлоги над, под.

Аналогично рассматриваются части тела.

Например, рука (пальцы – ладонь – запястье – локоть – плечо),

нога (стопа – голень – колено – бедро).

Затем анализируется расположение объектов в пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси (над, под).

Что над тобой? Что под тобой?

2 этап. Формирование представлений о расположении объектов по отношению к собственному телу с точки зрения горизонтальной организации

Что находиться впереди, сзади, ближе чем, дальше чем.

3 этап. Правая – левая ориентировка относительно позвоночника ребёнка

На левое запястье привязывается нитка и прорабатывается вся схема тела. (Подними правую руку, покажи левое колено, правый глаз.) После этого анализ окружающих ребёнка предметов. (Что справа? Что слева? Правее? Левее?)

4 этап. Закрепление предметного (числового ряда)

Что нарисовано до?Что после? Что перед слоном? Что за куклой? Что между? Потом переходим к числовому ряду. Вопросы аналогичные. Далее числовой ряд сворачивается в спираль по часовой стрелке. Отрабатываются предлоги до, после, перед, за, между.

Затем анализируем временной распорядок дня ребёнка. Что он делал после того, как проснулся? Потом? Формируются понятия до – после, раньше – позже.

Те же понятия отрабатываются, когда рассматриваются : время суток, времена года, дни недели, месяцы года. (Что идёт после утра? До утра? Что между днём и ночью? Ночью и днём? Что перед летом? Между летом и зимой?)

5 этап. Часы стрелочные

Что было раньше, позже, до, после. Определения времени не требуется.

6 этап. Степени сравнения прилагательных

Отрабатываются противоположные прилагательные пространственного значения: высокий – низкий, широкий – узкий. Сравнительная степень прилагательных (высокий – выше, низкий – ниже, злой – злее, добрый – добрее), наречий (шире, уже).

7 этап. Работа над сложными речевыми конструкциями

Закончи предложение.

Перед тем, как пойти гулять…

Я гулял по парку, когда…

Когда дети построились по росту, первым стоял самый высокий, последним - …

Что было раньше, что позже?

Перед тем как зайти к другу, я гулял по парку.

Игры и задания на закрепление пространственных представлений

Игра «Муха»

Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих на 4 основных направления перемещения на плоскости: вправо, влево, вверх, вниз), развитие внимания.

Правила игры:

 Муха может ходить во всех направлениях, перемещаясь на заданное количество клеток. Нельзя говорить «назад», «вперёд». Проигрывает тот, у кого Муха выйдет за пределы игрового поля.

игра.png

Игра «Паучок»  

Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих 4 диагональных направления: вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз.

Правила игры:

Паук и Муха располагаются на пересечении клеток. Паучок двигается по диагонали. Он должен дойти до Мухи и поймать её. Дети называют направления.

Игра «Найди свой домик» 

  Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз - шар, тарелка, блюдце, обруч - круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно - прямоугольник, платок - квадрат; косынка - треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал.

Игра « Путешествие по комнате»   

Буратино с помощью ведущего дает детям задания: « Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: « Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг». В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.

Игра « Художники»

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, - на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д. В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому так же помогают дидактические игры.

Игра « Расскажи про свой узор»

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - прямоугольник, в середине – треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу - цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Отгадай, кто где стоит»  

Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д. «Что изменилось? ». На столе лежит несколько предметов.

Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игры с цифрами и числами

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре, «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Игра «Сколько» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

Игра «Считай - не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.



Количество показов: 2610
Дата создания: 11.12.2012 11:02:52
Дата изменения: 02.10.2013 11:29:54

Возврат к списку статей ->