банер_независимая-оценка


Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda


Контакты для телефона:

Работа в России


ТОПМПК. Страничка специалиста



19.03.2015

Ребенок пошел в первый класс умеющим читать... На вопрос отвечает Г.А.Ефимова, педагог-психолог

Нужно ли ребенка обучать чтению до  школы?
С одной стороны, здоровый ребёнок уже в 5 лет вступает в пору «речевой одарённости». В этом возрасте ему легче научиться читать, чем в 7-8 лет. Раннее овладение чтением выступает источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Через чтение наводится мост между разговорным и книжным языком, поэтому ребёнок, научившийся рано читать, владеет более развитой речью, чем его нечитающий сверстник. Существует предположение, что так называемая врождённая грамотность – это не что иное, как результат накопления посредством чтения в человеческой памяти графических образов слов. Понятно, что  в последние годы родители  учат с детьми буквы, как могут, учат читать. Бывает даже так, что родители, подготавливая к школе ребенка, просто проходят с ним часть программы первого класса. Однако, как показывает практика обучения первоклассников, иногда такая «подготовка» не только не способствует, но и препятствует полноценному обучению ребенка. Преимущества раннего обучения чтению, счету, письму сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни. Но как только на уроках возникает необходимость проявлять самостоятельность, подумать над решением более или менее сложной задачи, подумать, сделать вывод, умозаключение, такой ребенок пасует, ждет помощи взрослого. Когда ему задают вопросы по тексту, не может на них ответить, не  может выделить  самого главного после прочитанного текста.
Нельзя начинать обучение чтению без желания ребёнка. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Но если у ребенка есть желание учиться – с ним конечно нужно заниматься.

Нужно ли обучать  малыша письму письменными буквами?
Многие из учителей выступают против вообще всяких дошкольных занятий, в том числе и чтения, но практически все учителя возражают против дошкольного обучения детей письму. Дети, которые рано научились писать, придя в школу, пишут очень плохо. Научившись в раннем возрасте писать, дети быстро портят свой почерк в результате того, что их рука еще не устоялась. Хотя даже если в самом начале буковки получаются красивыми, хороший почерк, как навык, закрепить еще невозможно из-за проблематичности интенсивных ежедневных занятий с ребенком. Научить малыша письму можно и в три годика, и в четыре. Но заставлять их писать хотя бы по часу каждый день, внимательно следить за правильным начертанием элементов букв – это абсолютно бессмысленно, даже жестоко. Но ведь иначе добиться выработки красивого почерка невозможно. Малыш, выучив письменные буквы, начинает ими пользоваться по своему усмотрению. И проконтролировать, а тем более остановить этот процесс уже не представляется возможным.  В результате того, что ребенок начинает писать все подряд и как попало, его почерк быстро портится и закрепляется как навык именно в таком виде.

Виноват ли учитель?  
Наученный  писать и считать  ребенок приходит  в школу, где  его непременно станут переучивать, что доставит ему немало негативных эмоций. Первоклассника будут постоянно заставлять переписывать буквы и целые слова, чуть ли не до конца начальных классов. Не говоря уже о снижении оценок за почерк. Станет ли ребенок любить свою первую учительницу, которая постоянно к нему придирается? Будет ли он в дальнейшем доверять ей безраздельно и во всем остальном? Вряд ли.
А  если ребёнок читает побуквенно, смешивает звуки и буквы,  учителю приходится переучивать читать, а это намного сложнее, чем просто учить читать. Ко всему прочему, ребенок, который уже все знает, скучает на общих уроках. И пока все заняты изучением и усвоением нового материала, он будет мешать окружающим, если его не занять на 40 минут чем-то. А придумать занятие малышу, который уже подкован, и в чтении с письмом, а иногда  и в английском, и в математике – любому учителю очень сложно.

Что делать  родителям,  чтобы  ребенок был готов к школе?
Для готовности  к овладению процессом чтения требуется читающая среда, книжное окружение. Эта среда должна быть создана прежде всего в семье ребёнка, чтобы с первых детских лет чтение воспринималось детьми, как необходимый элемент содержания их жизни. Книга должна быть востребована родителями. Если вы постоянно читаете ребёнку книги, обсуждаете прочитанное, то у него обязательно возникнет желание научиться читать, начнёт развиваться мотивация чтения, рост положительного отношения к чтению книг, перерастающее в потребность. Обучая ребёнка чтению в семье в непринужденной, часто в игровой обстановке, вы можете осуществить индивидуальный подход, учитывают особенности его характера, стимулируя интерес малыша к овладению чтением.
Для готовности к письму необходимо развивать мелкую моторику рук. А это рисование, лепка, вышивание, вязание. Если рука ребенка не привыкла к сложным и точным операциям, ему сложно сразу хорошо писать. Пусть малыш помогает вам делать что-то по дому - перебирать фасоль, крупу, лепить пельмени. Все это тоже помогает развивать моторику и мышление.
Школа не требует умения читать, так как главное, чтобы ребёнок был психологически готов к школе, т.е. были развиты внимание, мышление, память, речь. В дошкольном возрасте недостаточная сформированность  психических  процессов практически незаметна, а  в школе такие дети не могут успешно выполнять указания, инструкции учителя, недослушивают задания до конца, а потому отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения.
Не забывайте, что в 6 и 7 лет дети очень активные и непоседливые. Не заставляйте их сидеть по полчаса на одном месте. Учите играючи, для этого не нужны какие-то особые средства. Можно взять несколько пуговиц двух цветов, и предложить ребенку посчитать их, сравнить, каких больше.
Постарайтесь повысить общий культурный уровень ребенка: рассказывайте ему обо всем на свете, больше читайте ему, водите в кружки, студии, секции, играйте с малышом в разные развивающие игры.  Папа и мама также должны заниматься самообразованием, с каждым днем узнавать что-нибудь новое, полезное.Не бывает так, чтобы ребенок до 6 лет был предоставлен сам себе, играл в машинки и куклы, а потом за полгода всему научился. Готовить малыша надо, но делать это постепенно, а не за полгода до первого сентября, посещая различные школы развития,  подготовительные курсы, заставляя каждый день читать и писать по нескольку часов. Некоторые так усердствуют, готовя чадо к школе, что в итоге их ребенок еще до того, как пошел в первый класс, начинает ненавидеть учебу.
Ребенка, в первую очередь, необходимо научить организованности, самостоятельности, умению общаться со сверстниками и взрослыми. Бывает, что в первый класс приводят детей, которые умеют читать и писать, но они абсолютно не умеют общаться, не умеют рассуждать, анализировать. Адаптация в стенах школы пройдет намного быстрее только в том случае, если родители позаботились и воспитали в нем основные навыки общественного поведения (послушание, вежливость и сдержанность). В возрасте 5-7 лет малыш должен, не перебивая, слушать взрослых, не мешать разговору старших, быть учтивым с товарищами. Если же юный ученик не умеет считаться с мнением других людей, ему крайне сложно будет установить дружеские отношения со сверстниками, а вместе с тем, и войти в большой школьный коллектив



Советуем прочитать:
1.Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе  М.: Знание, 1983.
2.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? М.: 2004
3.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком.. Как?» Москва, 1995 г
5.Кабанова М.Н. Готовимся к школе. М.: : ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
6.Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. М.: Лист-Нью, 2000.
7.Лазаренко О.И.,  Спорышева Е.Б., «Конспекты занятий по формированию у детей   4-х лет творческого мышления и культуры устной речи» М.: Айрис, 2007 г.
8.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.
9. Что такое школьная зрелость? Справочник для родителей будущего первоклассника. под редакцией Е.А.Белого. М.,  : АСТ1999
10.Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Хочу в школу",  М.: Аркти, 1999 г.
11.Ястребова А.В., Лазаренко О.И., "Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи"  М.: Аркти, 2001 г.

Количество показов: 772
Дата создания: 19.03.2015 10:28:58
Дата изменения: 19.03.2015 10:28:58

Возврат к списку статей ->