Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



19.02.2016

Отвечает педагог-психолог Ефимова Г.А.

Вопрос  родителя  первоклассника.  Могу  ли я  подготовить к школе  ребенка в домашних условиях  или  же продолжать отдавать  довольно внушительную сумму за курсы «Подготовки к школе»?  Ребенок  часто болеет,  устает от дополнительных занятий.

        Всем любящим родителям будущих  первоклассников приходится пережить тревожные чувства по поводу школы: трудно   привыкнуть к мысли, что малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни,  когда  происходит переход от обучения по собственной программе (ребенок запоминал только то, что ему интересно) к обучению по программе, заданной взрослым. Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо еще до школы сформировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. В школе от ребенка потребуется умение понять задание учителя, подчинив ему свои собственные желания. А для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредоточиваться на инструкции, которую он получает от взрослого. Вы можете сами развить такое умение дома, давая ребенку разные задания. Для этого вам нужно попросить ребенка повторить задание, которое вы ему дали, чтобы убедиться, что он понял правильно. Если задание сложное, то можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить поручение (например, разложить игрушки в отведенном месте) разными способами.Свидетельством того, что самостоятельность у ребенка формируется достаточно успешно, служит привычка без напоминания и помощи взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (убирать игрушки после игры, кормить рыбок и др.), стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь.

       Чтобы  сформировать у ребенка волевую готовность, без которой невозможно преодолеть трудности,  возникающие у него в первом классе,  от родителей потребуется проявить терпение, внимание и настойчивость. Начало  обучения  связано с повышенными нагрузками, к преодолению которых  можно приготовиться в домашних условиях: это и игры на свежем воздухе (нормальное время прогулки  - не меньше 3 часов), и обучение плаванию, и регулярная гимнастика, и, конечно, режим дня.   Режим дня - это четкое, ежедневно повторяющееся чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности. Неотъемлемыми составляющими режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность проявляется в чередовании бодрствования и сна, в ритме дыхания, сердечных сокращений, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижению к утру). Все это обусловлено ритмичностью деятельности организма. Поэтому необходимость ритмичности режима, то есть смены различных занятий, предусмотрена прежде всего самим организмом ребенка.      Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение. Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает чередование возбуждения различных участков головного мозга, предохраняя его от переутомления. Этот фактор особенно важен в наше время, когда поток информации и нервно-эмоциональные нагрузки увеличиваются с каждым днем. Многократное повторение одних и тех же действий в течение определенного времени уменьшает затраты на переход от одного вида деятельности к другому, а следовательно, у вашего ребенка останется больше энергии и сил на выполнение домашних заданий. Ребенок, который живет по режиму, легче овладевает многими бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками, постепенно привыкая выполнять их почти автоматически, что приводит к высвобождению внимания ребенка для более сложной деятельности. Он приучается планировать свое время и распределять работу.

           В дошкольном возрасте крайне важно развивать мелкую моторику кистей рук. Такие занятия должны проводиться регулярно, иначе эффекта от упражнений не будет. Во время занятий следите за состоянием ребенка: если он начал скучать или утомился, то занятия лучше прервать.

Упражнения для развития рук

- Разминать пальцами пластилин или глину.

- Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.

- Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, на коленках и т. п. Упражнение выполняется сначала правой, а потом левой рукой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке или шнурке.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки.

- Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.

- Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.

- Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой.

- Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Вырезать различные фигуры ножницами.

- Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т. д.

          К 5-6 годам ребенок способен выполнять задания, которые потребуют от него точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относят плетение из бумаги, ткани, тесьмы или веревки.  Особую роль в подготовке руки к письму играют вышивка, шитье и вязание. С их помощью ребенок приучается к аккуратности, точности, настойчивости и внимательности. Занятия рукоделием можно начинать с шестилетними детьми, так как в более раннем возрасте справиться с такими заданиями ребенку будет сложно.  Дети в любом возрасте любят складывать различные фигурки из бумаги. Обучение складыванию можно начинать с пятилетнего возраста.

      Грамматическая подготовка ребенка тоже принесет большую пользу. Ребенок должен уметь выделить в слове определенные звуки, называть звуки, идущие в нем по порядку. В кусочке текста научите ребенка подсчитывать количество предложений. Задавайте с ним вопросы к предложениям с вопросительными словами «кто» и «что». У ребенка в этом возрасте вполне достаточно способностей, чтобы суметь выделить в тексте или в речи грамматические единицы.

         Математическая подготовка ребенка заключается в том, чтобы он научился понимать понятия, определяющие ориентировку и расположение предметов в трехмерном пространстве. Малыш должен свободно оперировать такие словами как «право-лево», «выше-ниже», «больше-меньше» и др. Кроме того, шести-семилетний ребенок должен справляться с задачей по объединению в группу предметов, имеющих один общий признак, уметь сравнивать и считать до 10.

         Для развития общей ориентации в окружающем мире и расширения запаса бытовых знаний можно ориентироваться на следующие вопросы для детей 1 класса:

Как твоя фамилия, имя и отчество?

Сколько лет твоей маме и твоему папе?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Как называется столица государства, в котором ты живешь?

Как называется улица, на которой живешь ты, твои родственники?

Каковы номер дома и номер квартиры (твоей и твоих родственников)?

Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?

В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

Назови инструменты, которые есть у вас в доме.

         При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте о содержании прочитанного.

        Больной вопрос – телевизор: не стоит детям  сидеть у телевизора больше 20-25 минут в день! А возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

         Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т. д. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор.

        Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы. Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности.

      Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.

Подробнее:

http://fusionpiter.ru/articles/how-prepare - "Зачем я хожу в школу?" Бренифье Оскар. Переводчик: Лукина Ксения - Издательство: Клевер Медиа Групп, 2012 г. - 26 c. - Серия: Малыши рассуждают.

http://fusionpiter.ru/articles/how-prepare - “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю. - М.: Рольф, 2001 г.

 


Количество показов: 1787
Дата создания: 19.02.2016 16:31:59
Дата изменения: 20.02.2016 08:11:24

Возврат к списку статей ->