банер_независимая-оценка


Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda


Контакты для телефона:

Работа в России


ТОПМПК. Страничка специалиста



05.02.2015

Методические рекомендации для обследования речевого развития детей 4-5 лет.

Учитель-логопед Ирина Альбертовна Макарова

Представленный методический материал составлен на основе методики обследования речи детей Е.А. Стребелевой.

Таблица содержит серии заданий, перечень оборудования, описание методики обследования, характера выполнения заданий. Обследование проводится с использованием наглядного материала Е.А. Стребелевой.

Данные материалы адресованы учителям-логопедам, педагогам, а также родителям.

Обследование речевого развития детей 4 - 5 лет

Серия 1. Задания направлены на понимание обращенной речи.

1. Покажи картинку

Набор №3,

рис. 128-133

Выясняется понимание функционального назначения предметов, изображенных на картинках

Перед ребенком картинки, предлагают: «Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу? Что люди надевают на руки зимой? Чем пришивают пуговицу? Что нужно людям, чтобы лучше видеть? Чем режут бумагу? Что нужно взять на улицу, если идет дождь?

Выбор картинки в соотв. с инструкцией; возможность называть предметы, изображенные на картинке.

2. Спрячь игрушку

Зайка, машинка, коробка, домик

Выясняется понимание и употребление простых предлогов НА, ПОД, ЗА, В, ОКОЛО

Ребенку предлагают выполнить действие по словесной инструкции: «Спрячь машинку в коробку» , «Куда спрятал машинку?». Далее: «Посади зайку за домик. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку на коробку. Поставь коробку около домика».

Выполнение действий в соответствии с инструкцией; употребление предлогов в активной речи

3. Покажи картинку

№3, рис. 134-139

Выясняется понимание ед. и мн. числа имени существительных

Перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Где гриб и грибы (кукла-куклы, яблоко-яблоки, стул-стулья, карандаш- карандаши)».

Показ картинки в соответствии с инструкцией

Серия 2. Задания направлены на проверку сформированности фонематического слуха.

1. Покажи картинку

№3, рис. 143-148

Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию

Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где коса, а где коза (уточка-удочка, ложки-рожки, мышка-мишка, сабля-цапля)».

Показ картинки в соответствии с инструкцией

2. Будь внимательным

Проверяется умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда

Ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук А (У, И). Логопед за экраном произносит ряд звуков: А, М, У, С, А, П, И, А, У, О, Ы, У.

Выполнение задания в соответствии с инструкцией

3. Игра «Эхо»

Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности

Ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па, та-та-да.

Выполнение задания в соответствии с инструкцией

Серия 3. Задания направлены на выявление уровня развития словарного запаса

1. Назови, что покажу.

№3, рис. 177-200

№3, рис. 201-204

Выясняется состояние предметного и глагольного словаря

Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать их. В случае затруднений взрослый просит показать определенную картинку, а затем назвать ее.

Узнавание предметов и действий, изображенных на картинках; называние самостоятельно или после показа.

2. Назови одним словом

№3, рис. 205-208

Проверяется умение обобщать одним словом предметы и изображения, сгруппированные по функциональному признаку. Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать одним словом.

Умение обобщить одним словом группу предметов

3. Скажи наоборот

№3, рис. 209-216

Выявляется умение употреблять слова, обозначающие признаки предметов

Ребенку в игровой форме предлагают подобрать слова-признаки с противоположным значением («У одного мальчика чистые руки, а у другого какие?»)

Умение подбирать слова, обозначающие противоположные признаки предметов

4. Назови ласково

№3, рис. 217-220

Проверяется сформированность умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и мал. предметов

Умение образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Серия 4. Задания направлены на проверку уровня развития слоговой структуры речи.

1. Повтори

Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры

Взрослый последовательно называет ряд слов и просит отраженно их произнести: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница

Умение отраженно воспроизвести слова сложной слог. структуры

2. Назови

№3, рис. 186, 188, 198, 199, 200

Проверяется умение самостоятельно называть слова со сложной слоговой структурой

Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки

Умение самостоятельно воспроизводить слова сложной слоговой структуры

Серия 5. Задания направлены на обследование уровня развития активной речи.

1. Беседа

Ребенку задают вопросы: «Сколько тебе лет? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь? Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? Как его зовут?» и т.д.

Контактность. Уровень понимания речи, ориентировки в окружающем; уровень развития активной речи.

2. Расскажи

№3, рис. 221

Выясняется уровень развития связной речи

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить по ней рассказ. Если он затрудняется, то его спрашивают: «Кого ты видишь? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла (играл) девочка (мальчик)? Куда бегут дети? Почему побежали дети?».

Понимание сюжета. Умение самостоятельно составить рассказ. Возможность отвечать на вопросы.

3. Расскажи стихотворение

Проверяется уровень развития связной речи

Ребенка просят рассказать стихотворение (А. Барто. «Мячик», «Бычок»), если он молчит, то взрослый начинает, продолжает ребенок.

Активная речь ребенка

Серия 6. Задания направлены на проверку состояния сформированности грамматического строя речи

1. Спрячь игрушку.

Зайка, машинка, коробка

Обследуется понимание и активное использование простых и сложных предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ,С, СО, ИЗ-ПОД)

Ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. «Спрячь зайку в машину. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку?» И т.д.

Понимание предлогов и возможность их употребления в активной речи..

2. Назови много.

№3, рис. 222-229

Проверяется умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Умение образовывать сущ. во множественном числе.

3. Угадай, чего нет.

№3, рис. 230-233

Проверяется умение ребенка употреблять имена существительные во множественном числе в родит. падеже

Ребенку показывают картинки, предлагая рассмотреть и запомнить их, затем просят его зарыть глаза. Одну картинку убирают и предлагают угадать спрятанную: «Чего не стало?»

Умение употреблять имена сущ. в правильной грамматической форме.

4. Подбери слово.

Проверяется умение правильно согласовывать существительное с прилагательным, учитывая род.

Взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам. Например: кошка пушистая и котенок у нее (какой?); лиса рыжая и лисенок у нее (какой?);

Умение употреблять имена прилагательные в правильной грамматической форме.

Серия 7. Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Иннервация мимической мускулатуры: движения оскаливания, надувание щек, наморщивание, нахмуривание (если по словесной инструкции не удается-по показу)

Строение артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, язык, уздечка, твердое и мягкое небо

Движения артикуляционного аппарата: уточнение возможности движений губами («Улыбка», «Трубочка», «Баранка»); уточнение возможности движений языком (покажи язычок, достань нос, пощелкай язычком, «Часики»); упражнения для выявления подвижности мягкого неба ( произнести звук А при широко открытом рте)

Выясняется, все ли движения доступны, с какой точностью, в каком темпе они производятся. Отмечают уровень выполнения задания: по словесной инструкции, по показу, истощаемость, паретичность, напряженность, непроизвольные движения, насильственые движения, саливация, трудности переключения, застревание на одном движении. Обращаем внимание. на общее выражение лица: осмысленное, выразительное, с живой,активной мимикой, безучастное, амимичное.

Произносит ли звуки : А, О, У, И, Ы, М, П, Б, Т, Д, Н, В, Ф, К, Г, Х, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Фиксируется умение произносить звуки. Анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесение звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, т.к. она нецелесообразна в данном возрасте. Отмечаются особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.


Количество показов: 1320
Дата создания: 05.02.2015 10:56:54
Дата изменения: 05.02.2015 10:56:54

Возврат к списку статей ->